ВИЗАНТИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 4

Формирование и развитие константинопольской литургической традиции было во многом сходно с развитием антиохийской и иерусалимской. Центром развития богослужения был храм Святой Софии, впервые освящённый в 360 г.; городские аскетические общины (аскитирионы), связанные с храмом Святой Софии и другими храмами города, обеспечивали регулярное совершение служб суточного круга (утреня, третий, шестой и девятый часы, вечерня, полунощница). Основу богослужения составляло респонсорное пение «длинных» стихов константинопольской Псалтири с особыми припевами («ипакои»), однако использовались и сложные гимнографические сочинения, в том числе и древние когдаки, сопоставимые с сирийскими песнопениями типа madrasha и sogitha. Исполнение гимнографических сочинений константинопольскими аскитирионами было основано на музыкальной системе, восходившей к античной культуре. Годовой круг богослужения регламентировался константинопольским Лекционарием доиконоборческого периода (не сохранился), рождественско-триодная структура которого была сходна со структурой иерусалимского Лекционария. В константинопольской литургической традиции сформировался свой набор евхологических текстов, отличный от иерусалимского. В его состав входили молитвы литургий Василия Великого и Иоанна Златоуста, служб суточного круга и чинопоследований таинств (древнейший известный текст константинопольского Евхология сохранился в южноитальянском списке второй половины VIII в. – см. Барберини Евхологий). Структуру служб суточного круга должен был определять несохранившийся константинопольский Часослов, содержавший неизменяемые псалмы для каждой из служб и, как полагают исследователи, молитвословия. Одной из особенностей константинопольского богослужения являлись процессии (литии) по городским улицам из кафедрального собора в различные храмы, а также на площади города, которые совершались в определённые дни богослужебного года и сопровождались пением гимнов, остановками на пути следования процессии и молитвами во время этих остановок. Регулярное совершение литий и другие особенности константинопольского богослужения оказали влияние на архитектурные планы ранних константинопольских церквей, которые отличало наличие большого числа дверей для обеспечения входа участников процессий в храм или же для выхода из него, а также атриумов, где участники собирались перед началом службы, и нартексов, где службы начинались и откуда совершался вход в храм или же исхождение на литию в город. На рубеже V–VI вв. в Византии появился систематический комментарий главных церковных чинопоследований, входящий в состав «Ареопагитик» и называющийся «О церковной иерархии». По мнению автора комментария, ставшего образцом для последующих византийских литургических толкований, истинные тайны духовного созерцания могли быть доступны только лицам, принадлежащим к церковной иерархии, и поэтому богослужение рассматривалось им символически и мистически. Распространение символической интерпретации совпало с появлением в Константинополе новых форм в церковной архитектуре: над центральной частью собора Святой Софии, заново построенного императором Юстинианом I в 532–537 гг. на месте сгоревшего, возвышался огромный купол.

 



 
PR-CY.ru