ВИЗАНТИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 3

Место, которое в Иерусалиме и других городах Палестины раньше занимали аскетические общины, заняли общины монахов, оставлявших свои пустынные монастыри под давлением завоевателей. Однако монахи не возобновили в городах древнее богослужение спудеев, отличавшееся разнообразием гимнографических форм и предполагавшее высокую профессиональную подготовку певцов. Они принесли в город свою богослужебную традицию, основанную на монашеском псалмопении, что привело к изменениям как в структуре служб суточного круга, так и в составе комплекса гимнографических текстов. Поэтому древние песнопения, исполнявшиеся ранее спудеями, вскоре вышли из употребления, а праздничные песнопения Иерусалимского патриарха Софрония I (634–638 гг.), известные под названием «анакреонтические стихотворения» и восходящие по своей литературной форме к древней гимнографической традиции, не получили распространения. Отличительным элементом нового богослужения, сформировавшегося в Иерусалиме во второй половине VII в., стал новый гимнографический жанр – канон, структура которого обусловлена набором и последовательностью библейских песней, входивших в состав иерусалимской Псалтири. Первоначально в качестве припевов к стихам библейских песней (т.е. в качестве тропарей канона) использовались фрагменты древних песнопений, ранее исполнявшихся спудеями (например, такие воскресные каноны входили в состав древнего иерусалимского Тропология). Вскоре трудами Иоанна Дамаскина, Космы Маюмского и других палестинских гимнографов VIII в. в Иерусалиме был создан комплекс праздничных и воскресных песнопений, образовавших новый иерусалимский Тропологий, вытеснивший из употребления древний. Несмотря на связь канонов, входивших в состав древнего и нового Тропология, с монашеским стихословием библейских песней, характерные особенности организации текста многих праздничных канонов нового Тропология (наличие акростиха, использование ямбического стихосложения, диалоговая форма построения песнопений) свидетельствуют о значительном влиянии древних гимнографических сочинений, создававшихся и исполнявшихся иерусалимскими спудеями. Особенностью жанра канона была его неразрывная связь с новой ладово-интонационной системой – осмогласием, созданным в Иерусалиме в VII в. Одновременно с формированием нового Тропология происходило дополнение Лекционария как новыми чтениями, так и различными песнопениями, связанными с палестинским осмогласием. Вскоре новые Лекционарий и Тропологий, созданные в Иерусалиме, были приняты в лавре Саввы Освященного, киновии преподобного Феодосия и других монастырях Палестины, после чего палестинское богослужение приобрело относительное единообразие. Однако новые Тропологий и Лекционарий существовали как самостоятельные богослужебные книги сравнительно недолго и вскоре распались на несколько частей. Из Лекционария были выделены ветхозаветные, апостольские и евангельские чтения, которые образовали Профитологий, Лекционарий-Апостол и Лекционарий-Евангелие; гимнографические тексты Тропология, связанные с седмичным кругом богослужения, были объединены в новую богослужебную книгу, ставшую известной под поздним названием Октоих, тогда как тексты, связанные с годовым неподвижным кругом богослужения, вошли в состав служебной Минеи, а тексты, связанные с годовым подвижным кругом богослужения, образовали Триодь.

 



 
PR-CY.ru