ВИКТОРИАЛЬНЫЕ ДНИ

ВИКТОРИАЛЬНЫЕ ДНИ – памятные даты побед (лат. victoria), одержанных в сражениях, или заключений благоприятных мирных договоров. Торжественное церковное прославление побед известно из истории (установление праздника Всемилостивого Спаса 1 августа в память победы 1164 г. князем Андреем Боголюбским, дни избавления Константинополя от осад). Термин «викториальные дни» стал употребляться в Русской церкви в XVIII–XIX вв.; согласно терминологии синодального периода, викториальные дни (или «дни побед») относились к гражданским праздникам наряду с царскими и кавалерскими днями и праздником Нового года. В этот период они приобрели особое значение для церкви и государства в связи с активной внешней политикой Российской империи. Годовщина победы в Полтавском сражении 27 июня 1709 г. стала важным праздником неподвижного годового круга богослужения: было составлено полное церковное последование праздника, в некоторых певческих рукописях XVIII в. встречаются песнопения этой службы, исполняемые знаменным распевом, есть концерты на их тексты. Память заключения Ништадтского мира со Швецией (30 августа 1721 г.) также приобрела большое значение, к этой дате в 1724 г. было приурочено перенесение мощей князя Александра Невского в лавру его имени в Санкт-Петербурге. Впоследствии было установлено ещё несколько викториальных дней: 9 августа – взятие Нарвы в 1704 г., 27 июля – битвы при Гангуте в 1714 г. и Гренгаме в 1720 г., 24 июня – Чесменская битва в 1770 г., 10 июля – заключение Кючюк-Кайнарджийского мира с Турцией в 1774 г. и др. Из них только два (27 июня и 30 августа) имели полноценное церковное празднование. Также исследователи отмечают день памяти избавления России от нашествия «галлов и с ними 20 языков», т.е. наполеоновских армий (25 декабря), в богослужебных книгах определено после литургии в этот день совершить молебен по особому чину. Памяти других побед не упомянуты в богослужебных книгах (хотя в эти дни также совершались молебны). Списки викториальных дней печатались в табелях и различных календарях (память заключения Ништадтского мира в них обычно отсутствует, хотя служба Ништадтского мира помещается в Минее на август с конца XVIII в.). Во второй половине XIX в. списки викториальных дней, помещаемые в различных печатных изданиях, были значительно сокращены, фактически были оставлены только память Полтавской победы и избавления России от галлов. После революции 1917 г. церковное прославление памятей побед вышло из практики. Определённым аналогом викториальных дней ныне является установленный в 1994 г. обычай отмечать 9 мая (День Победы в Великой Отечественной войне) пением панихид по погибшим воинам.

 
PR-CY.ru