ВХОДНЫЕ МОЛИТВЫ

ВХОДНЫЕ МОЛИТВЫ – молитвы священнослужителей при входе в алтарь перед началом литургии. По значению и содержанию они сближаются с келейным правилом перед причащением, но в отличие от него совершаются в храме всеми священнослужителями вместе и поэтому считаются уже частью службы. В древнейших греческих рукописях Евхология входные молитвы не выписываются; в уставах литургии XII–XV вв. в качестве входной обычно приводится молитва «Господи, ниспошли руку твою…» В славянских же рукописных Служебниках XIII–XIV вв. часто выписываются молитва «за входящая в церковь»: «Благодетелю всех твари всякой Создателю», а также две молитвы иерея о себе перед службой: «Владыко Господи Боже наш…» и «Владыко Господи Вседержителю…» Молитва «за входящая в церковь» встречается в некоторых греческих рукописях Евхология так называемой периферийной редакции (где к константинопольской основе прибавлены неконстантинопольские элементы) как альтернативная молитва малого входа в чине литургии Иоанна Златоуста. В славянских рукописях она никогда не используется как молитва малого входа, но иногда (например, в так называемом Служебнике Антония Римлянина XIV в.) приводится как молитва перед службой, хотя чаще она включается в состав молитв, сопровождающих великий вход. Греческие оригиналы двух молитв иерея о себе перед службой до сих пор не выявлены. В русской практике XV–XVI вв., несмотря на переход на так называемую евфимиевскую редакцию чина литургии, основанную на «Уставе Божественной литургии» Константинопольского патриарха Филофея Коккина с уже упоминавшейся молитвой, входные молитвы, известные по дофилофеевским русским Служебникам, продолжили существование и были дополнены целым рядом других: Пс. 14 и 22, краткими молитвами «егда звонят», по пути в храм, при входе в храм и др. Это привело к большому разнообразию в изложении чина входных молитв в рукописях, а также к тому, что чин входных молитв постепенно превратился в два самостоятельных – чин входа в храм и чин входа в алтарь. Вопрос о разнообразии в последовании входных молитв в рукописях был поставлен Стоглавым Собором (1551 г.), который принял решение об их унификации.

 



 
PR-CY.ru