ВАТИКАНСКИЙ КОДЕКС

ВАТИКАНСКИЙ КОДЕКС – одна из самых ранних греческих пергаменных рукописей (IV в.), содержащая книги Ветхого и Нового Заветов (принятое в текстологии обозначение Ватиканского кодекса – лат. сигла В, для новозаветной части – B или 03). Текст написан изящным унциальным письмом в три колонки на странице, по 40–44 строки в каждой. Исключение составляют поэтические книги, где текст разделён на две колонки. Формат 27х27 см, сохранилось 759 листов. Рукопись находится в Ватиканской библиотеке, по крайней мере, с 1475 г., когда она впервые была упомянута в её каталоге. В X–XI вв. оригинальный текст был обновлён: переписчик навёл стёршиеся буквы, расставил диакритические знаки и внёс некоторые исправления. Эти поновления не только лишили рукопись её первоначальной красоты, но и в значительной степени затруднили её палеографический анализ, определение датировки и локализацию Ватиканского кодекса. В XV в. в тексте были восполнены лакуны: Быт. 1:1–46:26; Пс. 105:27–137:6; Евр. 9:14–13:25; 1 и 2 Тим., Тит., Флм. и Откр. (в текстологии известен как минускул 1957). В рукописи IV в. была утрачена часть листа, содержащая 4 Цар. 2:5–7, 10–13. На основании анализа почерков Константин Тишендорф выделил в рукописи работу нескольких переписчиков. Первому (B1) принадлежит часть Ветхого Завета (он же переписывал некоторые листы Нового Завета в Синайском кодексе), этот текст был вскоре отредактирован вторым писцом на основании другой рукописи (В2; принятое в издании Генри Суита обозначение этого переписчика для Ветхого Завета – Ва). Третьим считается писец, работавший в Х–XI вв. (Вb). Ветхий Завет занимает 617 листов рукописи. Порядок книг Ветхого Завета: Быт. – 2 Пар., 1 и 2 Ездр., Пс., Притч., Еккл., Песн., Иов, Прем., Сир., Есф., Иф., Тов., Ос-Мал., Ис., Иер., Вар., Плач. и Посл. Иер., Иез., Дан.; отсутствуют молитва Манассии и Маккавейские книги. Новый Завет начинается с листа 618. Как полагают исследователи, вместе с указанными каноническими частями в рукописи были утрачены другие раннехристианские тексты, которые, как например, в Синайском кодексе, изначально включались в рукопись. Порядок книг Нового Завета: Мф., Мк., Лк., Ин., Деян., Соборные послания, Рим., 1, 2 Кор., Гал., Еф., Фил., 1, 2 Фес., Евр.; отсутствуют Аммониевы главы и Евсевиевы каноны.

 



 
PR-CY.ru