Словарь по христианству В ВЕРОНСКИЙ САКРАМЕНТАРИЙ - Страница 3

ВЕРОНСКИЙ САКРАМЕНТАРИЙ - Страница 3

Согласно А. Шавассу, тексты Веронского Сакраментария имеют римское происхождение, и были переписаны из двух рукописей при папе Иоанне III (561–574 гг.); эти рукописи, в свою очередь, были составлены при папе Вигилии (537–555 гг.), которому принадлежат 60 формуляров, написанных в период с июля 537 г. по март 538 г. (когда Рим был осаждён остготами) и содержащих прошения о защите от врагов и благодарения за избавление; восемь формуляров посвящены празднованию епископского рукоположения папы Вигилия. Типичный формуляр в Веронском Сакраментарии содержит колекту (иногда вторую альтернативную, помеченную как Item alia), молитву оффертория («Super oblata» – «Над дарами»), praefatio («Vere dignum» – «Воистину достойно» (по первым словам) и заключительную молитву (Ad complendum; также «Postcommunio» – «После причащения»). Иногда к этим текстам добавляется молитва священнического благословения («Super populum» – «Над народом»). В Веронском Сакраментарии отмечены 22 праздничных дня. Формуляры по месяцам распределены неравномерно: более половины сосредоточены в разделах VIII, XVIII и XXVIIb – XXXIV (апрель, июль, сентябрь, октябрь). Из Великих праздников есть только Вознесение и Пятидесятница (разделы IX–XI). Упоминаются посты четвёртого, седьмого и десятого месяцев, но среди интерполяций указания на пост встречаются чаще (разделы X, XII, XVI, XXVII, XLIII). Один из формуляров в сентябре имеет пасхальный характер. Содержание формуляров часто не совпадает с тем, что обозначено в заглавии, например, память папы Сильвестра в разделе XXXIV названа как дата кончины (natale), а формуляр дан на перенесение мощей (depositio). Канон мессы (главная часть службы – анафора и «Отче наш») в Веронском Сакраментарии отсутствует; кроме praefatio встречаются лишь тексты изменяемых в особые дни отдельных частей анафоры: Communicantes (для праздников Вознесения и Пятидесятницы), Hang igitur (для крещальной литургии Пятидесятницы, чинов посвящения дев, поставления епископа, брака и погребения), Quam oblationem (для ежегодного празднования дня рукоположения епископа). Шесть молитв в конце сентября объединены под титулом «Incipit velatio nuptialis» («Здесь начинаются (молитвы) брачной церемонии»; раздел XXXI). В разделе XI выписаны молитвы «против врагов кафолической веры», т.е. язычников. Отдельным блоком выписаны молитвы рукоположения епископов, пресвитеров и диаконов (раздел XXVIII) и посвящения дев (разделы XVI, XXX). В разделе XXXII приводятся молитвы на случаи засухи (De siccitate temporis) и войны; в раздел XXXIII – молитвы из чина погребения (Super defunctos); в разделе XLIII другой рукой написаны молитвы благословения богоявленской воды. Кроме молитв мессы и чинопоследований таинств в Веронском Сакраментарии (среди интерполяций) есть 45 формуляров с молитвами суточного круга – Orationes et preces diurnae (Молитвы ежедневных нужд – семь молитв утрени и вечерни; раздел XVIII). Веронский Сакраментарий является важным источником по истории как римского обряда, так и христианского богослужения в целом.



 
PR-CY.ru