ВЕРОНСКИЙ САКРАМЕНТАРИЙ - Страница 2

Однако известны и другие памятники типа Веронского Сакраментария, например, Киевские глаголические листки. По мнению специалистов, в основе Веронского Сакраментария лежат тексты римского кафедрального (папского) богослужения, о чём свидетельствует наличие указаний в календарной системе на иды, ноны и календы, молитв на погребение римского епископа, формуляров ординации и посвящения дев и др. Памяти апостолов Петра и Павла, особо почитавшихся в Риме, посвящены 28 месс (на Рождество Христово, например, – только 9). Тем не менее, некоторые разделы Веронского Сакраментария относятся к богослужению не самого Рима, а его пригородов – церквей «extra muros» – вне стен (Рима). Веронский Сакраментарий содержит 1331 молитву мессы. Они разделены на 300 блоков, в одном разделе может быть от 1 до 45 формуляров (отдельных последований), которые распределены по месяцам гражданского календаря, начиная с апреля (раздел VIII, формуляр VI) и заканчивая декабрём (раздел XLIII, формуляр V). Поскольку формуляры первых трёх месяцев и части четвёртого (преимущественно для периода Великого поста) утрачены (всего 48 страниц), общее число молитв исследователи установить не могут. Ни один из формуляров не может быть датирован временем раньше V в. Большая часть составлена после 440 г., самый поздний текст относят к 558 г. Верхней границей составления Веронского Сакраментария исследователи считают понтификат Григория I Великого (590–604 гг.), поскольку следы предпринятых этим папой реформ в Веронском Сакраментарии отсутствуют. Хотя гипотеза о составлении Веронского Сакраментария папой Львом I (440–461 гг.) в настоящее время отвергнута, имеются богословские и текстуальные параллели между Веронским Сакраментарием и сочинениями понтифика. Исследователями были предложены три возможных решения: либо папа Лев I действительно сам написал несколько формуляров, либо он использовал в своих проповедях некий литургический материал из libelli missarum, либо молитвы Веронского Сакраментария составлялись на основе его сочинений. Каждую из этих гипотез исследователи считают вполне вероятной. Кроме того, 18 формуляров, направленных против древнего языческого праздника Луперкалий (с 15 февраля), атрибутируются папе Геласию (492–496 гг.). По мнению немецкого патролога А. Штуйбера, libelli missarum хранились в папском латеранском архиве и использовались пресвитерами (в том числе пригородных церквей); затем (возможно, при папе Григории I Великом) они уже за пределами Рима были собраны вместе; беспорядок в расположении формуляров и повторы исследователи объясняют как небрежность копииста.

 



 
PR-CY.ru