ВЕЛИКОЕ СЛАВОСЛОВИЕ - Страница 7

Как и в православной церкви, Великое славословие является неотъемлемой частью утрени в богослужении нехалкидонитов-монофизитов; у ассирийцев же (несториан) оно исполняется на утрене только по праздникам. На латинском Западе Великое славословие первоначально вошло в состав праздничной утрени, но впоследствии стало частью мессы. В современной русской певческой практике Великое славословие чаще всего исполняется на так называемый обиходный напев и напев Киево-Печерской лавры. Эти напевы крайне просты (обиходный имеет одну мелодическую строку, Киево-Печерской лавры – две); сходство между ними указывает, вероятно, на общность происхождения. Также весьма часто используется напев, приписываемый архимандриту Феофану (Александрову). Эти напевы, вероятно, типологически восходят к знаменному распеву, который также используется в практике РПЦ, как в одноголосном изложении, так и в гармонизации (обиходный вариант; авторские –  Сергея Васильевича Рахманинова, иеромонаха Нафанаила (Бачкало), Николая Николааевича Кедрова, Анатоля Сергеевича Правдолюбова, Павла Григорьевича Чеснокова и др.). Известны два варианта Великого славословия столпового знаменного распева второго и седьмого гласов; в позднейшей богослужебной практике они не использовались, но исполнялись хором Ивана Аверьяновича Фортова в концертах. Ряд русских композиторов (Пётр Ильич Чайковский, Александр Васильевич Никольский, Александр Андреевич Архангельский, Павел Григорьевич Чесноков и др.) написали свои музыкальные варианты Великого славословия, чаще основываясь на знаменном распеве. В некоторых монастырях для пения Великого славословия в центре храма собираются все присутствующие на службе насельники (в два ряда лицом друг к другу), певчие же становятся ближе всех к притвору, и Великое славословие исполняется всеми вместе. Практика исполнения Великого славословия двумя хорами на сходе существует и в некоторых приходских храмах. В старообрядческой практике используется обычно устная версия знаменного распева; Великое славословие исполняется на середине храма («оба лика сходятся вкупе на средину церкви на стих “Всяко дыхание”»).



 
PR-CY.ru