ВЕЛИКОЕ СЛАВОСЛОВИЕ - Страница 6

После Великого славословия в первой редакции сразу поётся отпустительный тропарь, и следуют сугубая и просительная ектении и отпуст; после Великого славословия во второй редакции возглашается просительная ектения, и утреня продолжается. Предваряющий Великое славословие стих, согласно Типикону, произносит настоятель (т.е. игумен монастыря, который во время службы должен находиться не в алтаре, а в храме); на практике этот стих произносит служащий священник, воздевая при этом руки (при чтении Великого славословия во второй редакции стих может произноситься и чтецом). Настоятель же должен читать Великое славословие в тех случаях, когда оно употребляется во второй редакции (на практике Великое славословие во второй редакции читает чтец). Во время богородична перед пением Великого славословия в первой редакции отверзаются св. врата, что является следом прежней практики утреннего входа. Типикон предписывает петь Великое славословие (в первой редакции, поскольку вторая всегда читается) «тихо и со гласом» (последование первого августа) или «тихогласно» (последование Крестопоклонной недели Великого поста). В современной практике греческого афонского монашества Великое славословие в первой редакции также является отличительной особенностью праздничных и полупраздничных дней (в том числе и праздников, случающихся в будние дни Великого поста); Великое славословие во второй редакции читается по будням. Св. врата на Великое славословие не отверзаются; как начальный стих, так и само Великое славословие поются, по возможности, антифонно на два хора. Так же исполняется оно и в современной греческой приходской практике. В отличие от предписанного Иерусалимским уставом порядка, который соблюдается в славянских странах, Грузии и на Афоне, в современной греческой приходской практике после Великого славословия в первой редакции и тропаря сразу начинается Божественная литургия (ектении и часы опускаются); утреня со «вседневной» редакцией Великого славословия оканчивается так же, как и в Иерусалимском уставе. Помимо утрени Великое славословие входит в состав повечерия (как малого, так и великого – третьей его части), после Великого славословия (и, на малом повечерии, Символа веры) и перед «Достойно есть» на повечерии назначено пение канона. В древней латинской традиции Великое славословие (Gloria) имеет близкую параллель – гимн «Te Deum» («Тебя Бога хвалим»). Оба гимна считаются праздничными, и могут исполняться в качестве самостоятельных песнопений в торжественных случаях; эта практика проникла и в православный Требник, который назначает пение Великого славословия или «Тебя Бога хвалим» (в греческих изданиях Евхология только Великое славословие; в русских изданиях Требника предоставляется выбор из двух гимнов) в конце благодарственного молебна и некоторых других последований.

 



 
PR-CY.ru