VELATIO - Страница 2

После Первой мировой войны в католической церкви усилилось движение за возобновление женского служения в миру. Однако подготовленный в 1927 г. проект был отвергнут, а папа Римский Пий XII (1939–1958 гг.) констатировал в Апостольской конституции Sponsa Christi, что обряд посвящения дев по-прежнему совершается только в монастырях. В Конституции Sacrosanctum concilium, принятой на втором Ватиканском соборе, уже содержалось указание, что чин посвящения дев должен быть реформирован. Новый изменённый чин, содержащий, в частности, и velatio, был опубликован при папе Павле VI (1970 г.). В чине церковного благословения брака velatio впервые упоминается в послании папы Сириция епископу Имерию Таррагонскому (385 г.). Павлин Милостивый, епископ Ноланский (ум. в 431 г.), в своей большой поэме в честь свадьбы чтеца Юлиана, сына епископа Капуи Мемора, и Тиции описывает, как епископ Эмилий, соединив правые руки новобрачных, возлагает на них брачный покров и освящает их молитвой. В Веронском Сакраментарии чин благословения брака назван «Velatio nuptialis»; в других древнейших Сакраментариях velatio также входит в состав чина благословения брака; то же и в древних памятниках испано-мосарабского и отчасти кельтского обрядов (порядок velatio различается: согласно одним памятникам, покров возлагается только на невесту, согласно другим – на обоих новобрачных). Однако в галликанском обряде порядок чина благословения брака не совпадал с первоначальным римским и, в частности, не содержал velatio; как полагают исследователи, из-за влияния, оказанного галликанским обрядом на римский, velatio вышло из состава официального церковного последования – ни в тридентских Миссале и Ритуале, ни в реформированных литургических книгах католической церкви его нет. Тем не менее, velatio сохранилось на практике в виде общепринятого обычая украшать невесту к свадьбе фатой. В то время как на Востоке чин монашеского пострига женщин не отличается от пострига мужчин (хотя в рукописях встречается особый чин пострижения черниц, основанный на обычном чине пострига), а входящее в его состав облачение новопостриженной в монашеские одежды не является прямым аналогом velatio, в чине благословения брака параллелью к velatio является обряд возложения на головы жениха и невесты венцов, т.е. центральная часть чина благословения брака. В русской традиции, бытовавшей до второй половины XVII в., существовал ещё один, очень напоминающий velatio, обычай: непосредственно перед венчанием священник приходил в дом невесты и совершал «Чин одеяти главу девице брачной... егда возложити убрус на главу». Он состоит из обычного начала, молитвы (в греческих рукописях эта молитва нередко входит в чин обручения), благословения невесты крестом и возложения на нее «убруса» – платка; начиная с этого времени, девушка вступала в брачное состояние и всегда ходила в платке. Наконец, в греческих Евхологиях южноитальянского происхождения в последовании венчания встречается и просто римский обряд velatio, попавший в византийский чин под влиянием латинской практики; velatio совершается в начале последования, между Пс. 127 и мирной ектенией, и заключается в возложении священником «мафория» на жениха и невесту.



 
PR-CY.ru