ВИЛЬГЕЛЬМ ОВЕРНСКИЙ - Страница 2

На различении сущности и существования Вильгельм Овернский основывает доказательства существования Бога. Субъект может обладать предикатом либо вследствие своей сущности (praedicatio secundum essentiam), либо вследствие причастия чему-либо иному (praedicatio secundum participationem). В случае если бы все сущности имели своё бытие лишь благодаря участию в бытии иного (т.е. обладали бы не необходимым существованием, но существованием в силу чего-то), их цепочка или уходила бы в бесконечность, что невозможно, или образовывала бы причинно-следственный круг, что абсурдно. Следовательно, для того, чтобы существование по причастию вообще имело место, требуется постулировать наличие такого сущего, которому бытие принадлежало бы вследствие самой его сущности (per essentiam), т.е. которое существовало бы необходимо и само по себе (necesse esse per se). Это есть Бог, в силу причастия Которому существует всё сотворённое. Таким образом, бытие Бога – это бытие, которым существуют все вещи, но не то, что́ они суть (esse quo sunt, non autem quod sunt); вещи обладают бытием, которым они суть, но не сущностным, а как бы привходящим образом (esse quo sunt non est ejus essentiale, sed quasi accidit). При этом вне Бога нет никакого самостоятельного начала возможности вещей, ибо материя, претендующая на этот статус, во-первых, сама нуждается в получении бытия, а во-вторых, в случае её отождествления с возможностью как таковой подпадает под категорию отношения, т.е. может являться лишь акциденцией. Материю Вильгельм Овернский относит к телесным вещам; различие же мира чистых интеллигенций (ангелов) и Божественной природы лежит в концепции различения существования и сущности. В противоположность арабским мыслителям (особенно Ибн Сине) Вильгельм Овернский утверждал, что Бог как абсолютное совершенство исключает ограничение своего могущества, поэтому неверно говорить, что непосредственно от Него исходит лишь первая интеллигенция, обусловливающая, в свою очередь, существование последующего множества вещей. Принцип «от одного может быть лишь одно» относится к естественному причинению, но не к Богу, обладающему свободной волей, благодаря которой Он решает творить вещи (приводит это решение в исполнение Божественное могущество). В силу того что творение осуществляется непосредственно, без каких-либо промежуточных ступеней, и примордиальные идеи всех вещей одинаковым образом содержатся в Божественном разуме, всё сотворённое в равной степени является объектом Божественного познания, причастно Божественному бытию и подпадает под действие Божественного провидения, направляющего каждую вещь к её цели. Естественная причинность также есть проявление воли Творца.

 



 
PR-CY.ru