ВИЛЬГЕЛЬМ ИЗ СЕНТ-АМУРА

ВИЛЬГЕЛЬМ ИЗ СЕНТ-АМУРА (1200/1202 – 1272 гг.) – французский теолог, философ, церковно-политический деятель католической Европы. Возглавлял оппозицию профессоров Парижского университета из числа секулярных магистров, возникшую в связи с занятием кафедр представителями недавно образованных нищенствующих монашеских орденов – доминиканцев и францисканцев. Среди профессоров из монашества были Александр Гэльский, Фома Аквинский, Бонавентура. С 1228 г. Вильгельм из Сент-Амура преподавал свободные искусства в Парижском университете, в ноябре 1238 г. стал доктором канонического права, являясь в то же время каноником Бове и ректором церкви в Гервиле (Нормандия); в 1247 г. по протекции епископа Трентского и графа Савойского стал настоятелем церкви в Гранвиле. Около 1250 г. получил звание magister regens теологии и был избран деканом теологических магистров Парижского университета; в этот период создал комментарий на первую и вторую «Аналитики» Аристотеля («De Analytica Priora et Posteriora»). Вильгельм из Сент-Амура начал борьбу с магистрами – членами нищенствующих орденов, которые при поддержке парижского епископа Вильгельма Овернского получили кафедры в университете. По инициативе Вильгельма из Сент-Амура 4 февраля 1254 г. все доминиканские магистры были исключены из профессорского состава и изгнаны из университетской корпорации. В том же году как прокуратор Парижского университета и глава университетской делегации прибыл к папе Иннокентию IV (1243–1254 гг.) в Ананьи близ Рима, обвинил францисканца Герарда из Борго-Сан-Доннино в ереси, добивался официального осуждения его трактата «Введение в Вечное Евангелие», оспаривал легитимность францисканского ордена ввиду приверженности многих его членов историософской концепции Иоахима Флорского. Под влиянием Вильгельма из Сент-Амура папа издал буллу «Quotiens pro communi» (4 июля 1254 г.), в которой закрепил университетские установления 1252 г. о том, что каждый орден мог занимать только одну кафедру. Буллой «Esti animarum» (21 ноября 1254 г.) был отменён целый ряд орденских привилегий. Однако 22 декабря 1254 г. новый папа Александр IV (1254–1261 гг.) отменил решения своего предшественника, а в булле «Quasi lignum vitae» от 4 апреля 1255 г., появившейся под влиянием Альберта Великого, повелел парижским магистрам вновь допустить доминиканцев к преподаванию в университете. В ответ на это Вильгельм из Сент-Амура не только оказывал пассивное сопротивление папским распоряжениям, но и, продолжая атаку на францисканцев в проповедях и диспутах, написал «Liber de Antichristo et ejusdem ministris» («Книга об Антихристе и его слугах», 1255 г.), где старался показать, что доминиканцы, являясь «псевдопроповедниками», суть те самые «вкрадывающиеся в домы» предтечи Антихриста, о появлении в последние времена которых говорит Священное Писание.

 



 
PR-CY.ru