ВИФФАГИЯ

ВИФФАГИЯ – селение на склоне Елеонской горы, недалеко от Вифании, откуда было начато торжественное шествие Христа в Иерусалим (Мф. 21:1; Мк. 11:1; Лк. 19:29). Археологические находки свидетельствуют о заселении этого места во II в. до н.э. – VIII в. н.э. Часто упоминается в раввинистической литературе как окраина Иерусалима, где, например, ещё можно вкушать пасхального агнца. Виффагия располагалась между старой римской дорогой и Вифанией, исследователи отождествляют её с современным Джабаль-эт-Тур или Кафр-эт-Тур. В описаниях Святой земли IV–VIII вв. не говорится о каких-либо церковных строениях на месте Виффагии. Епифаний Монах (первая половина IX в.) упоминает о многовековой маслине в Виффагии, ветви которой паломники срезали на праздник Входа Господня в Иерусалим. C IX в. появляются свидетельства паломников о камне, с которого Спаситель воссел на осла (большой кусок мрамора, согласно монаху Бернарду). В «Хождении» русского игумена Даниила (начало XII в.) говорится о «столпе» (т.е. башне или колонне), стоявшей на этом месте. Два каменных похожих на башни здания также упоминаются в «Описании Святой Земли» Иоанна из Вюрцбурга (около 1165 г.), причём в одном из них помещалась церковь. Прекрасная церковь или часовня во имя Спасителя в Виффагии, внутри которой находился камень, с которого Христос воссел на осла, описывается в 1170 гг. Теодорихом. С начала XIII в. при этой церкви был устроен монастырь, но в XIV в., по сообщению августинского монаха Иакова из Вероны, он уже был разрушен и лежал в руинах. В июле 1877 г. крестьянами деревни Джабаль-эт-Тур был обнаружен большой монолитный камень в форме правильного куба с остатками живописи. Участок был приобретён францисканцами, начались раскопки, и выяснилось, что камень находился внутри небольшой однонефной церкви эпохи крестоносцев. В 1883 г. на фундаменте средневековой церкви была воздвигнута католическая капелла, которая перестраивалась в 1897 г., была расширена и расписана фресками в 1950–1954 гг. под руководством архитектора Антонио Барлуцци. В настоящее время здесь находится францисканский монастырь. Камень, получивший название Виффагийская стела, в XII в. был покрыт фресками с четырёх сторон: на западной изображена встреча Иисуса Христа с Марфой и Марией, на южной – Воскрешение праведного Лазаря, на северной – два апостола, ведущие в Виффагию ослицу и ослёнка, на восточной – «Вход Господень в Иерусалим», росписями также была покрыта верхняя сторона камня. В 1950 г. фрески были отреставрированы. Сохранившийся фрагмент латинской надписи на одной из сторон содержит название «Виффагия». Происхождение и назначение камня не имеет единого толкования. Западные паломники видят в нём камень, с которого Спаситель воссел на осла, но он для этого слишком велик. К тому же с одной из сторон в стеле имеется небольшая ниша непонятного назначения. Как полагают исследователи, в храме крестоносцев камень служил престолом. Сейчас камень находится слева от алтаря и окружён декоративной железной решёткой. Отсюда начинается крестный ход католиков в Неделю ваий. На участке монастыря находятся также несколько древнееврейских гробниц римского времени (в том числе одна с откатывающимся камнем, аналогичным тому, которым, согласно Евангелиям, был закрыт вход в могилу праведного Лазаря). Над францисканским монастырём, на вершине холма, расположен греческий православный мужской монастырь в честь Входа Господня в Иерусалим. Его строительство было начато в начале ХХ в. (сохранились ворота с греческой и русской надписями того времени), но было прервано Первой мировой войной и возобновлено только в 1980 гг. Тивериадским митрополитом Григорием. Монастырский комплекс включает небольшой храм, митрополичий дом и сень над условным местом, где воссел на осла Спаситель. От этого монастыря начинают крестный ход в Вербное воскресенье.

 
PR-CY.ru