ВАРШАВСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 5

Архиепископ Флавиан в отличие от своего предшественника архиепископа Леонтия, терпимо относившегося к элементам униатской обрядности в богослужении воссоединившихся приходов, стремился к строгой унификации богослужения и церковных обычаев по великорусскому образцу, что настроило против него часть духовенства и прихожан из числа бывших униатов. Особенно резко обрядовые перемены производились в епархии в 1894 г., что вызвало не только ропот среди части паствы, но даже открытые беспорядки (в частности, 8 сентября 1894 г. в посаде Кодень). Значительное число жителей Холмщины, числясь православными, продолжали придерживаться униатства: в 1895 г. таковых насчитывалось до 73175 человек, в 1897 г. только в 35 приходах из 276 воссоединившихся из унии все прихожане твёрдо держались православия. 27 февраля 1898 г. архиепископа Флавиана на Холмско-Варшавской кафедре сменил архиепископ Иероним (Экземплярский), который сумел наладить более конструктивные отношения с гражданскими властями Привислинского края, дал большую инициативу духовенству на местах. Были изданы новые правила о вероисповедной принадлежности, в соответствии с которыми лицам, ошибочно записанным в число православных, разрешалось переходить в католичество, но при условии рассмотрения каждого конкретного случая епархиальным архиереем. Все эти меры позволили уменьшить напряжённость в церковной жизни тех районов, где существовала проблема «упорствующих» униатов, их число стало медленно снижаться. При архиепископе Иерониме возводились новые храмы в соответствии с утверждённой в 1899 г. «Инструкцией временным комитетам по постройке и починке православных церквей Холмско-Варшавской епархии». Кроме того, после издания в 1901 г. Высочайшего повеления об обязательном строительстве при военных казармах отдельных зданий для полковых храмов в епархии было возведено много военных церквей, например, в Варшаве, Мариамполе, Холме, Седлеце, Скерневицах, Новоминске, Конске, Сташове и Остроленке, Лапах, ряд сельских церквей. Новые храмы были построены также в городах Бела, Прасныш, Остров, Радом, Люблин, Кольно и др. В 1898 г. в епархии существовал 21 благочиннический округ. Серьёзные последствия для Варшавской епархии имело издание в 1905 г. манифеста «Об укреплении начал веротерпимости». В крае усилилась католическая пропаганда. Многие прежде воссоединившиеся с РПЦ униаты вновь отпали от православия, причём иногда возвращались в унию целые приходы. С 17 апреля 1905 г. по декабрь 1907 г. от православной церкви в Варшавской епархии отпало 6590 человек. 16 июня 1905 г. Холмско-Варшавская епархия была разделена на Холмско-Люблинскую, в состав которой вошли Люблинская и Седлецкая губернии, и Варшавско-Привислинскую, занимавшую остальную часть Привислинского края. Вскоре после начала Первой мировой войны территории, на которых располагалась Варшавская епархия, были оккупированы германскими и австро-венгерскими войсками. Варшавский архиепископ Николай (Зиоров; возглавлял епархию с 5 апреля 1908 г.), епархиальная канцелярия, монастыри, большинство православных клириков в 1915 г. были эвакуированы вместе с российской администрацией во внутренние губернии Российской империи, в военное время на территории Варшавской епархии совершали служение около десяти православных священников.

 



 
PR-CY.ru