ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Мономах - Страница 10

В композиции, открывающей рассказ, Владимир Всеволодович сидит на троне в парадных княжеских одеждах и в высокой шапке с навершием, сходной по форме с венцом императора Константина Мономаха на другом барельефе этого трона. Во второй композиции Владимир Всеволодович представлен верхом на коне, в платье, ферязи и княжеской шапке. В одиннадцатой – он с непокрытой головой встречает присланные византийским императором дары. В последней, завершающей цикл, композиции митрополит Неофит венчает Владимира Всеволодовича на царство (венцом в виде высокой шапки с навершием). Князь изображён в парадном царском платье, на груди крест на толстой цепи, в руке принятый от митрополита жезл-посох. В 1561 г. была выполнена не сохранившаяся роспись Золотой палаты, парадной залы русских государей, на стенах которой также были воспроизведены иллюстрации к «Сказанию». Иконография цикла была близка рельефам трона. Согласно описанию, Владимир Всеволодович был изображен: восседающим на троне в палатах, выступающим в поход (в отличие от рельефной композиции был изображён в доспехах) и венчающимся на царство. Парадное изображение Владимира Всеволодовича помещалось на стене, «что от Благовещения Пресвятыя Богородицы». Он представлен сидящим «под золотым царским местом» в полном императорском облачении: «В правой руке держит скипетр, на главе венец царский… на плещах диадима и крест на персях с чепью златой». Рядом с Владимиром Всеволодовичем был написан образ императора Константина Мономаха. Сходство их иконографий (одежды, регалии) подчёркивало «равночестность» русского князя и византийского императора. «Портрет» Владимира Всеволодовича, поясной в медальоне, был расположен на стене, обращённой к Красному крыльцу; он был представлен в ряду других великих князей, сродников первого русского царя, чьи изображения также были заключены в медальоны. Ещё один цикл иллюстраций «Сказания» был создан для Лицевого летописного свода (Голицынский том. Российская национальная библиотека, 1570 гг.). Изображения Владимира Всеволодовича присутствуют и на других миниатюрах Лицевого летописного свода, где описаны события времени его княжения. Он представлен либо как правитель в парадной княжеской одежде, либо как военачальник – на коне в доспехах. В обоих случаях его голову венчает круглая княжеская шапка цвета светлой охры с рисунком, имитирующим две нашивки, расходящиеся под углом от центра очелья (в таких головных уборах написаны все князья). У Владимира Всеволодовича седые курчавые волосы и длинная седая курчавая же борода, раздваивающаяся на конце. Лишь на первых двух миниатюрах со сценами въезда князя в Киев и его вокняжения Владимир Всеволодович изображён с тёмными волосами и тёмной короткой бородой. Изображение Владимира Всеволодовича помещено в Титулярнике 1672 г. (Российский государственный архив древних актов). Он представлен как «средовек» с длинной окладистой бородой и короткими кудрявыми волосами, погрудно, в 3/4-ном повороте, на голове княжеская шапка с меховой оторочкой, ворот платья «расшит драгоценными камнями и жемчугом». Портрет выполнен в стилистике XVII в., его иконография, как полагают исследователи, восходит к изображениям Золотой палаты.



 
PR-CY.ru