ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ - Страница 3

Архиепископу Димитрию (Самбикину) была известна рукописная служба святому. Имя Владимира Ярославича внесено в Собор Новгородских святых, празднование которому окончательно установлено в 1981 г. по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова). Наиболее ранние изображения Владимира Ярославича представлены в миниатюрах Радзивиловской летописи (конец XV в.), которая могла иметь ранний иллюстрированный протограф начала XIII в. В этой исторической хронике Владимир Ярославич показан в связи с его вокняжением в Новгороде (1034/1036 г.), походами на финское племя емь (1042 г.) и на Константинополь (1043 г.). На первой миниатюре слева в архитектурных колонках изображены князь Ярослав Владимирович, благословляющий сына на княжение в Новгороде, и Владимир Ярославич, принимающий из рук отца свиток – грамоту на княжение; в правой части связанное с первым сюжетом поставление на Новгородское епископство Луки Жидяты. Одежда князей (длинное платье с охристым оплечьем, поручами и подолом, шапка с меховой оторочкой) различается только цветом: у Владимира Ярославича зелёное платье и красная шапка, у князя Ярослава красное платье, зелёная шапка. Первоначальная последовательность миниатюр, иллюстрирующих текст о походах князя, была нарушена. Второй художник предпринял попытку восстановить согласованность рассказа и сопровождающих его миниатюр. Так, внизу листа 88 поверх первоначальной миниатюры «Книгописная мастерская при Софийском соборе в Киеве», которая иллюстрировала текст о мудром правлении князя Ярослава, появилась наклейка с миниатюрой «Поход на Ямь. Мор коней в войске Владимира». В ней второй мастер повторил, в основном, композицию своего предшественника, представленную на листе 88 на обороте внутри текста о походе на Константинополь (также была скрыта соответствующей тексту наклейкой), отказавшись от изображения в левой части фигуры князя. Этот рисунок первого мастера был в точности повторен им же на листе 95 на обороте, слабо согласуясь с текстом о нестроениях на Руси (усобицы, нашествия, знамения), впоследствии его закрыли наклейкой с изображением знамения о «Младенце, выловленном неводом». На листе 89 первый мастер представил эпизоды Константинопольского похода: вверху – «Взятие князя Владимира на корабль воеводы Ивана Творимича» (Владимиру Ярославичу помогают взойти на ладью; платье князя красного цвета подобрано выше колен, чтобы не замочить в воде); справа – фигуры оставленных на берегу воинов; внизу – «Победа Владимира над греками. Отплытие на Русь». Второй мастер переместил эти сюжеты на один вверх, создав наклейки, аналогичные по иконографии первоначальным рисункам. На оставленном внизу на листе 89 «свободном месте» он поместил изображение, завершающее историю Константинопольского похода Владимира Ярославича, – «Ослепление греками русских пленных. Возвращение воеводы Вышаты в Киев». Сведений о написании образа Владимира Ярославича в связи с установлением его почитания в 1439 г. Евфимием II нет.

 



 
PR-CY.ru