ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ - Страница 2

Получившая известное хождение в науке гипотеза Николая Александровича фон Баумгартена о браке Владимира Ярославича с Одой Штаденской (из рода маркграфов саксонской Северной марки) признаётся исследователями неверной. В 1439 г. Новгородский архиепископ Евфимий II (Вяжицкий) «позлати гроб князя Володимера... и подписа... и покров положи, и память им (Владимира Ярославича и Анне) устави творити на всякое лето месяца октября в 4» (Новгородская первая летопись). Более подробно об этих событиях повествуется в «Сказании о гробнице Иоанна Новгородского» из Жития Иоанна (самый ранний список основной редакции по классификации Льва Александровича Дмитриева – Российская национальная библиотека, 1494 г.). Новая рака была поставлена в Корсунской паперти, где она известна по росписи 1617 г. ещё как деревянная, а в 1634 г. – уже как каменная. Торжественное празднование панихидной памяти Владимира Ярославича, безусловно, стало началом его канонизации. Царь Иван IV Васильевич Грозный в грамоте 1556 г., подтверждая установившуюся в XV в. традицию, повелел поминать «государевых прародителей» и служить панихиды по Владимиру Ярославичу и княгине Анне. В «Описании новгородской святыни» протоиерея Максима 1634 г. сообщается, что от нетленных мощей Владимира Ярославича и княгини Анны происходят исцеления, но отдельных служб святым не установлено. В Чиновнике Софийского собора первой половины XVII в. содержится описание панихид, совершаемых по создателям собора: «На создателях поставляют: на великого князя Владимирове гробе и великие княгини Анны две стопы, а в них мёду по пол три крушки, да на два блюдцах кутьи с ягоды». 13 августа 1654 г. Новгородский митрополит Макарий снова сменил раку Владимира Ярославича и перенёс её к южному входу в собор, в Мартириевскую паперть. По мнению исследователей, к середине XVII в. относится местная канонизация Владимира Ярославича, именно в это время его имя под 4 октября появляется в святцах: «Преставление благовернаго князя Владимера Ярославича, иже созда церковь святей Софеи, Премудрости Божии, в великом Новеграде». В списках «О святых благоверных князех новгородских», которые наряду со списками Новгородских святителей и преподобных, как полагают исследователи, явились подготовительными материалами для установления Собора Новгородских святых (Собор известен с 1831 г.), о святом сказано: «Положен бысть в соборной церкви Софии Премудрости, в пределе Иоанна Богослова, мощи наверху, службы ему несть». Память Владимира Ярославича под 4 октября отмечена и в «Описании о российских святых» (конец XVII – XVIII вв.). Имена Владимира Ярославича и княгини Анны внесены в «Слово воспоминательное о святых чудотворцех, в России просиявших, яко о святости жития, тако о преславных чудесех их», составленное старообрядческим книжником Семёном Денисовым в 1730 гг. 7 сентября 1862 г., в ходе празднований 1000-летия России, в Софийском соборе был освящён особый Владимирский придел, а мощи святого переложены в серебряную раку. На верхней доске раки был изображён Владимир Ярославич, на правой стороне – встреча князя его супругой, сыном и жителями Новгорода после войны с греками, на левой – закладка Софийского собора.

 



 
PR-CY.ru