ВСЕВОЛОД (АНДРЕЙ) ЯРОСЛАВИЧ - Страница 5

Тем не менее, оценивая правление Всеволода Ярославича из перспективы усобиц 1090 гг., последовавших за его кончиной, составитель «Повести временных лет…» в похвале князю не только акцентирует его личные достоинства («боголюбив, любя правду, набдя убогыя, въздая честь епископом и презвутером» и проч.), но и, несколько сглаживая действительность, подчёркивает строгое соблюдение Всеволодом Ярославичем завещанного отцом сеньората («прияти власть… по братьи своей, с правдою, а не с насильем»). Именно этим летописец объясняет оказанную Всеволоду Ярославичу честь быть похороненным рядом с отцом в киевском соборе Святой Софии. В «Поучении…» Владимир Мономах ставил сыновьям в пример своего отца не только как доброго христианина («не мозите ся ленити ни на что же доброе, первое к цьркви, да не застанеть вас сълнце на постели, тако бо отьць мои деяше блаженыи»), но и как образцового политика, который «дома седя изумеаше пять язык (очевидно, древнешведский, греческий, англосаксонский – языки своих матери, жены и снохи, а также, возможно, половецкий), в том бо чьсть есть от инех земель». С «триумвиратом» и политическими событиями в киевское княжение Всеволода Ярославича связаны перемены в епархиальной структуре Русской церкви. Произошло временное возвышение епископов Чернигова и Переяславля, т.е. стольных городов Святослава и Всеволода Ярославича, до ранга митрополитов (видимо, титулярных). Точное время такого нововведения исследователям неясно: детально исследовавший проблему польский историк Анджей Поппе относит учреждение обеих митрополий к 1060 гг., что другим исследователям представляется отнюдь не бесспорным, т.к. в списках митрополий Константинопольского патриархата Черниговская митрополия Святослава и Переяславская Всеволода Ярославича (в разных списках) упоминаются всегда порознь; в таком случае в существовании Переяславской митрополии исследователям приходится постулировать малопонятный перерыв в начале 1070 гг. (епископ Пётр не имел митрополичьего титула). Вместе с тем, коль скоро после смерти митрополита Неофита Черниговского в первой половине 1080 гг. и митрополита Ефрема Переяславского (после 1091 г.) их преемники митрополитами уже не числились, исследователи не подвергают сомнению, что с наступлением единодержавия Всеволода Ярославича причины, вызвавшие появление на Руси новых митрополий, исчезли. Уступка Всеволода Ярославича Ростовской земли Киевскому князю Святославу привела, как думают исследователи, к выделению Ростова из Переяславской епархии и возобновлению (или образованию?) между 1073 и 1076 гг. Ростовской епархии. Учреждение, по крайней мере, одного нового епископства с санкции Всеволода Ярославича исследователи относят к периоду его киевского княжения, как то следует из 35-го правила Киевского митрополита Иоанна II: «Иже участить епископью свою… нам мниться любьзно се быти, боязньно же, но обаче и первому стольнику русьскому (т.е. киевскому князю? митрополиту?) изволиться… невозбраньно да будеть» (Памятники древнерусского канонического права).

 



 
PR-CY.ru