ВАСИЛИЙ, Кишкин Владимир Тимофеевич

ВАСИЛИЙ, Кишкин Владимир Тимофеевич (1745–1831 гг.) – иеромонах. Из обедневшей дворянской семьи. С детских лет любил церковное богослужение, избегал игр. В семь лет с разрешения отца поступил послушником в Саровскую пустынь. В 1757 г. посетил Киево-Печерскую лавру, затем поселился в Коренной пустыни. Любил бывать в задонском в честь Рождества Богородицы монастыре, познакомился с Тихоном Задонским, который стал его наставником и научил Иисусовой молитве. Юноша общался с архимандритом Феодосием (Масловым) и насельниками Молченской Софрониевой пустыни. По некоторым сведениям, в 1760 г. в Миропольском монастыре Курской губернии В.Т. Кишкин был тайно пострижен в монашество с именем Василий, сам он в послужном списке указывал, что принял постриг 7 марта 1783 г. от игумена Миропольского монастыря Константина (Саурского). Курским епископом Феоктистом (Мочульским) в курском в честь иконы Божьей Матери «Знамение» монастыре Василий был рукоположён во иеродиакона, до 1794 г. нёс послушание ризничего монастыря. В 1795 г., уволившись из курской обители, отправился на Афон, подвизался в келье русского скита Илии пророка. Изучив скитский и общежительный уставы, афонскую аскетическую традицию, Василий вместе с учениками Арсением Младшим и Израилем в 1797 г. перешёл в молдавский Нямецкий монастырь. В 1798 г. вернулся в Коренную пустынь, где благодаря усилиям Василия, ставшего духовником братии, были введены афонские правила. Это вызвало недовольство части братии, решившей убить подвижника, однако вскоре иноки раскаялись и примирились с ним. 27 января 1800 г. Василий был назначен начальником пребывавшей в запустении Белобережской пустыни. Благодаря его духовному авторитету в обитель вскоре пришли около 60 новых насельников, в том числе Лев (Наголкин), последователи Паисия (Величковского) иеромонах Клеопа II (Антонов), схимонах Феодор (Ползиков), схимонах Афанасий (Охлопков), участвовавший в работе над переводом «Добротолюбия». Учениками Василия были игумен Филарет (Данилевский), преподобный Макарий (Глухарёв), иеромонах Серафим (Веденисов). Расцвет духовной жизни в Белобережской пустыни сопровождался и материальным её укреплением, на пожертвования благотворителей были отремонтированы кельи и трапезная. 19 августа 1800 г. по собственному прошению Василий был уволен от управления пустынью с пребыванием в ней «для вспомоществования советом и наставлениями новоопределённому начальнику» иеромонаху Питириму. Вскоре братия, возмущённая тем, что новый настоятель притесняет Василия, обратилась к Орловскому епископу Досифею (Ильину) с просьбой вновь назначить Василия настоятелем обители. 28 декабря 1800 г. епископ Досифей вызвал Василия в Чёлнский монастырь, на следующий день старец сослужил епископу за литургией, во время которой архиерей неожиданно для Василия рукоположил его во иеромонаха. Впоследствии Василий редко служил литургию, считая себя недостойным. В 1802 г. исходатайствовал для Белобережской обители официальное открытие и введение общежительного устава. Составленные старцем правила общежительства были приняты во многих юго-западных русских монастырях, в том числе Кременецком, Усть-Медведицком, Борисовском. Бывшие насельники Белобережской пустыни стали настоятелями нескольких обителей: архимандрит Мелхиседек (Сокольников) – московского Симонова Нового монастыря, строители Серафим (Веденисов), Каллист (Кочетов), Павел (Крячков) и Маркеллин (Патрикеев) – Площанского монастыря, игумен Серапион (Пирожков) – Одрина монастыря.

 



 
PR-CY.ru