ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич - Страница 2

Произведения этой серии вызвали неоднозначную оценку в России. Исследовательский характер путешествий В.В. Верещагина раскрылся в результате двух поездок в Индию (1874–1876, 1882–1883 гг.), где он посетил крупные города, храмовые комплексы в Аджанте и Эллоре, Восточные Гималаи, Непал, многие другие районы государства, совершал восхождение на гору Канченджанга («Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874–1876 гг.), «Ледник по дороге из Кашмира в Ладак» (1875 г.), обе – Третьяковская галерея). Среди серий его картин, ставших известными в Европе, выделяются Балканская (1878–1880 гг.), Палестинская (1884–1885 гг.), Гималайская (1885–1886 гг.), «Трилогия казней» (завершена в 1887 г.). События Русско-турецкой войны нашли отражение в Балканской серии, где основную группу работ представляют картины, посвящённые обороне Шипки, среди них – «Шипка-Шейново» (1878–1879 гг., Третьяковская галерея; вариант-повторение – Русский музей), ряд полотен связан со штурмом Плевны – «После атаки» (1881 г., Третьяковская галерея) и сражением под Телишем – «Победители» (1878–1879 гг., Киевский музей русского искусства). В конце 1880 гг. В.В. Верещагин работал над серией этюдов, запечатлевших памятники архитектуры Ярославля, Ростова, Костромы, Макарьева, и серией портретов «незамечательных русских людей» (завершена в 1895 г.). Его первая персональная выставка была организована в Лондоне в 1873 г., последующие (их свыше 70) – в городах России, Европы и США (1888–1891 гг.), каталоги выставок содержали подробные комментарии В.В. Верещагина к картинам. В 1891 г. В.В. Верещагин переселился в Москву и приступил к работе над серией полотен «1812 год» (1891–1900 гг.), писал этюды, путешествуя по Северной Двине (1894 г.). Посетил Соловецкий монастырь; совершил поездки на Филиппины (1901 г.), на Кубу и в США (1902 г.), в Японию (1903 г.). В 1904 г. после объявления Русско-японской войны уехал в действующую армию на Дальний Восток. Погиб в первые дни войны, при взрыве броненосца «Петропавловск». Многочисленные путешествия В.В. Верещагина стали материалом и для его литературно-публицистической деятельности, направленной на утверждение новой миссии изобразительного искусства – «быть призывом к единству человечества, к созданию общества, основанного на демократических принципах равенства». Работы содержат подробные этнографические и географические наблюдения, аналитический материал о политических системах и социальных явлениях различных стран («Духоборцы и молокане в Закавказье». М., 1900 г.; «На войне в Азии и Европе: Воспоминания художника В. В. Верещагина». М., 1894 г.; «На Северной Двине: По деревянным церквам». М., 1896 и др.). В 1901 г. В.В. Верещагин был выдвинут на соискание первой Нобелевской премии мира. На родине художника в Череповце в 1998 г. открыт Дом-музей Верещагиных.



 
PR-CY.ru