ВЕРГИЛИЙ, Публий Вергилий Марон - Страница 3

В политике Вергилий выступал одним из самых искренних сторонников императора Августа; полный энтузиазма к великому прошлому Рима, он славословил водворителя мира в Италии. Поклонение, которым имя Вергилия было окружено при жизни, продолжалось и после смерти поэта: уже начиная с августовского века его сочинения изучались в школах, комментировались учёными и служили для предсказания судьбы, как оракулы Сивилл. Так называемые «Вергилиевы пророчества» были в большом ходу во времена императоров Адриана и Септимия Севера. Имя Вергилия окружалось таинственной легендой, превратившейся в Средние века в веру в него как в волшебника. Основанием многочисленных легенд о его чудодейственной силе послужили некоторые непонятные места его сочинений, как, например, четвёртая и восьмая эклоги. Высшее проявление значения, приписываемого Средними веками Вергилию, – это роль, которую отводит ему Данте в «Божественной комедии», выбрав его как представителя глубокой человеческой мудрости и сделав его своим руководителем по кругам ада. Изображение Вергилия в христианском искусстве, прежде всего, в средневековом западноевропейском, связано с отношением к поэту как к пророку, предсказавшему рождение Христа. В западноевропейских памятниках он часто изображали рядом с сивиллой в композиции «Корень Иесеев», например, в рельефе северного портала собора в Лане (Франция), XIII в., или на миниатюре псалтири тюрингско-саксонской школы из Вольфенбюттеля (XIII в.), которая, согласно надписи, иллюстрирует четвёртую эклогу «Буколик». Фигура Вергилия обязательно присутствует в иллюстрациях «Божественной комедии» Данте, начиная с работы Сандро Боттичелли (между 1480 и 1495 гг., Гравюрный кабинет, Берлин), а также входила в состав композиций, где были соединены различные пророки и сивиллы (например, серия изображений Лудгера том Ринга-старшего, около 1538 г., Музей искусства и истории культуры земли Вестфалия, Мюнстер). В средневековом искусстве Греции, Сербии, Македонии, Болгарии, Молдавии изображения античных авторов встречаются в росписях нартексов. Изображения Вергилия в русском искусстве в числе античных философов и писателей, а также языческих прорицательниц – сивилл связано с предсказаниями о воплощении Спасителя, входящими в «Пророчества еллинских мудрецов». Изображения Вергилия известны в русской живописи в XVI–XVIII вв. Наиболее раннее представлено в росписи западной галереи Благовещенского собора Московского Кремля (1564 г.): Вергилий в длинном сером хитоне, поверх которого короткая светло-зелёная туника с охристыми каймами и оплечьем и длинный розовый плащ, застёгнутый на груди, на голове широкополая шляпа. В руках развёрнутый свиток с текстом «пророчества». С XVII в. образы «еллинских мудрецов» помещаются в цокольном ряду иконостаса (например, церковь Святой Троицы в Останкине; изображения Вергилия и Дия (Зевса) из иконостаса начала XVIII в., музей Андрея Рублёва). В XVI–XVII вв. античные персонажи наряду с ветхозаветными пророками изображались на церковных дверях, выполненных в технике золотой наводки (врата Благовещенского и Успенского соборов Московского Кремля, собора Ипатьевского монастыря в Костроме). Сохранились украшенные миниатюрами византийские рукописи Вергилия.



 
PR-CY.ru