Словарь по христианству В ВЛАДИСЛАВ-ЯГАЙЛО - Страница 7

ВЛАДИСЛАВ-ЯГАЙЛО - Страница 7

После смерти священника его наследники должны были уплачивать старосте (представителю власти) «отумерщину». В годы правления Владислава в центрах административных округов-поветов были заложены «городовые костёлы», обеспеченные земельными пожалованиями и доходами от торговых пошлин. Поскольку католические приходы часто не имели паствы, установилась практика взимать десятину на содержание костёла со всех крестьян, державших землю «на немецком праве» и проживавших на территории прихода. Так, Львовский католический архиепископ забирал десятину в свою пользу со всего населения округи. Протесты православной шляхты против притязаний архиепископа Владислав отклонил. К этому же времени восходит запрет строить новые православные храмы на «русских» землях Польского королевства. При основании городов по «магдебургскому праву» самоуправлением могла пользоваться только католическая часть городской общины (немцы и поляки), на православных местных жителей – «схизматиков» это не распространялось. Одной из целей такой политики было побудить православных к смене веры. Так, в грамоте Владислава Холмскому католическому епископству в 1417 г. указывалось, что от уплаты налогов в королевскую казну будут освобождены лишь те крестьяне во владениях кафедры, которые примут католичество. Предоставление особых прав католическому меньшинству стало одной из причин серьёзного внутриполитического кризиса в Великом княжестве Литовском, который привёл в 1430 гг. страну к расколу на Литву и противостоящие ей «русские» земли. В этих условиях Владислав был вынужден пересмотреть свою политику и в 1432 г. издать привилей населению Волыни, в котором обязывался не разрушать здесь православных церквей и не превращать их в костёлы, не принуждать никого силой принимать католичество. Документ предоставил князьям и боярам Волыни все права, которыми пользовалась польская шляхта. Однако даже выдача такого документа не привела к переходу Волыни на сторону Владислава. Особое место в церковной политике Владислава заняло его участие в переговорах об унии церквей. В 1396 г. Владислав, договорившись предварительно с Киевским митрополитом Киприаном, предложил созвать на территории Западнорусской митрополии Собор для осуществления унии православной и католической церквей. К планам унии Владислав вернулся во время работы Констанцского собора. В письмах, адресованных отцам Собора, он заверял, что прилагает усилия для приведения живущих в его владениях «схизматиков» к единству с католической церковью. Под давлением Владислава и Витовта на Констанцский собор в январе 1418 г. прибыл Киевский митрополит Григорий Цамблак, заявивший о своей готовности участвовать в переговорах о соединении церквей на будущем Вселенском соборе. Вопрос о созыве такого Собора Владислав обсуждал в августе 1420 г. с послом византийского императора Мануила II Палеолога (1391–1426 гг.) Мануилом Филантропоном. С деятельностью Владислава по подготовке унии церквей было связано его назначение в феврале 1415 г. антипапой Иоанном XXIII (1410–141 гг.) генеральным викарием Римской церкви в Великом Новгороде и Пскове для ведения с их жителями соответствующих переговоров, в 1418 г. эти полномочия Владислава подтвердил папа Римский Мартин V (1417–1431 гг.).



 
PR-CY.ru