Словарь по христианству В ВЛАДИСЛАВ-ЯГАЙЛО - Страница 6

ВЛАДИСЛАВ-ЯГАЙЛО - Страница 6

Поляки способствовали тому, что литовское боярство выступило против Свидригайло и возвело на трон в Вильно младшего брата Витовта Стародубского князя Сигизмунда Кейстутовича, который обратился к Владиславу и польским панам с просьбой о назначении его пожизненным правителем Великого княжества Литовского. Однако «русские» земли страны продолжали признавать законным великим князем Свидригайло. Литва раскололась на две части, воевавшие между собой. В январе 1433 г. Владислав был вынужден удовлетворить все требования польских панов и этой ценой добился от поляков обещания после его смерти поставить на трон одного из сыновей. В продолжавшейся войне с орденом Владислав и его советники стали искать помощи гуситов. Контакты с гуситами возобновились в конце 1420 гг. Владислав снова пытался выступать как посредник между гуситами и папой. После неудачи ряда Крестовых походов против гуситов папа Римский Мартин V (1417–1431 гг.) не возражал против таких контактов. В июле 1432 г. был заключён союз Владислава с гуситами, направленный против Ордена. Действия Владислава вызвали недовольство у части католического духовенства во главе с Краковским епископом Збигневом Олесницким, который распорядился прекратить службы в городских храмах после прибытия в Краков гуситских послов. Впрочем, среди польских теологов нашлись такие, которые доказывали, что в справедливой войне король может пользоваться помощью еретиков, поэтому в 1433 г. польские войска и войска гуситов предприняли совместный поход на земли Ордена. Последним важным политическим актом Владислава была встреча с Сигизмундом Кейстутовичем в январе 1434 г. Король заявил литовским панам, что считает именно Сигизмунда законным великим князем Литовским. Вскоре Владислав умер. В религиозной политике Владислав ставил своей целью упрочение и расширение позиций католичества на подвластных ему землях – в Литве и Польше. Сразу после принятия крещения он постарался поставить литовских бояр-католиков в более привилегированное положение (королевский привилей 1387 г. о великокняжеском хозяйстве, распоряжение о запрещении браков между православными и католиками), чем православных. Владислав принял участие в издании в 1413 г. вместе с Витовтом Городельского привилея, согласно которому наиболее важные государственные должности в Литве могли предоставляться только католикам. С начала 1390 гг. церковная политика Владислава касалась, прежде всего, «русских» земель в составе Польши (территория современной Западной Украины). Владислав подтвердил пожалования прежних правителей православным епископским кафедрам. Так, Перемышльскому епископу Афанасию он подтвердил податной иммунитет, которым пользовались земельные владения кафедры, а также право епископа осуществлять суд по духовным делам и «брать куны с попов». Каких-либо земельных пожалований православным церковным учреждениям Владислав не делал. Унаследованные от своих предшественников (русских князей) ктиторские права Владислав неоднократно использовал для передачи православных монастырей вместе с их владениями польским панам. Православные приходские священники в отличие от католических клириков должны были выплачивать в королевскую казну по одному золотому с церкви. За совершённые проступки они отвечали не в церковном, а в государственном суде.

 



 
PR-CY.ru