Словарь по христианству В ВЛАДИСЛАВ-ЯГАЙЛО - Страница 3

ВЛАДИСЛАВ-ЯГАЙЛО - Страница 3

Однако Владислав не воспользовался плодами победы. По миру, заключённому 1 февраля 1411 г., крестоносцы уступили Великому княжеству Литовскому только Жямайтию и лишь на время жизни Владислава и Витовта. В этих условиях актуальной оставалась задача подорвать престиж Ордена в глазах европейского рыцарства и лишить его поддержки. Владислав пытался добиться решения этой задачи, направив своих представителей во главе с примасом польской церкви архиепископом Гнезненским Николаем Тронбой на Констанцский собор католической церкви, созванный в конце 1414 г. Польские представители опровергали обвинения, выдвинутые Орденом в адрес Владислава, в том, что он является «схизматиком» (православным), покровительствует православным и привлекает язычников-татар для войны с христианами в лице Ордена. Вместе с тем польские делегаты доказывали, что крестоносцы, покорив язычников в Прибалтике и обложив их данью, ничего не сделали для их обращения в христианство. Ордену польские дипломаты противопоставляли Владислава как крестителя язычников-литовцев: в 1413 г. Владислав посетил Жямайтию, убедил часть местных бояр принять крещение и выбрал место для резиденции будущих епископов (Медники). Поздней осенью 1415 г. на Собор прибыли представители Жямайтии, заявившие о своём желании креститься. Владиславу и Витовту Собор поручил осуществить крещение жямайтов, для чего были приглашены польские епископы, в октябре 1417 г. в Жямайтии было основано католическое епископство. Послы Владислава доказывали, что именно Польша является тем государством, которое защищает христианский мир от турок и татар, а её король предпринимает большие усилия для обращения в католичество «схизматиков» и язычников. Эта активная деятельность представителей Владислава на Соборе имела важные результаты: по репутации Ордена был нанесён удар, а престиж Владислава в глазах католического мира заметно возрос. В дальнейшем при столкновениях Польши с Орденом тот уже не пользовался такой широкой поддержкой европейского рыцарства, как раньше. Согласно миру 1422 г., заключённому на озере Мельно, крестоносцы должны были отказаться от притязаний на Жямайтию. Другой важной задачей польской делегации на Констанцском соборе было добиться признания того, что Орден не имеет прав на занятые им земли (свои права Орден основывал на пожалованиях императоров и пап). Один из польских делегатов, Павел Влодковиц, в трактате «О власти императора и папы по отношению к неверным», рассмотренном на Соборе, писал, что ни император, ни папа не имеют права распоряжаться землями язычников, которые по естественному праву могут иметь своё государство и защищать его в случае нападения. Одновременно он доказывал, что христианство не должно утверждаться с помощью меча и в случае нападения на мирно живущих язычников под предлогом распространения христианской религии те имеют законное право на самооборону, а их христианские соседи имеют право оказать им помощь. Выступление П. Влодковица стало началом оживлённой дискуссии, однако его взгляды официального одобрения не получили, напротив, ряд участников Собора активно выступили против позиции польского теолога. Выступления П. Влодковица должны были создать благоприятную атмосферу для рассмотрения жалоб Польши на крестоносцев, захвативших её земли.

 



 
PR-CY.ru