ВИТОВТ - Страница 7

Уже Ягайло после принятия в 1387 г. литовцами католицизма дал литовскому католическому боярству ряд прав, которые на православное восточнославянское боярство не распространялись. Эта политика получила продолжение в Городельском привилее (1413 г.), изданном совместно Ягайло и Витовтом. Предоставляя боярам право свободно распоряжаться наследственными владениями и передавать их детям и жёнам, правители подчеркнули, что этими правами могут пользоваться только католики «et non schismatici vel alii infideles» («не схизматики или другие неверные»). Этим же документом литовским боярам предписывалось выдавать дочерей и сестёр замуж только за католиков. Привилей устанавливал, что только католики могут занимать должности воевод и каштелянов (в особенности в главных центрах государства – Вильно и Троках). Витовт стремился привлечь в города Великого княжества Литовского иностранных колонистов-католиков – поляков и немцев, представляя им самоуправление на магдебургском праве, которым местное православное население пользоваться не могло. Витовт принимал меры, направленные на ограничение деятельности православной церкви, и стремился к контролю над её епископатом. Литовский правитель запретил строительство православных храмов, однако со второй половины XV в. этот запрет практически не соблюдался. Подтвердив традиционное право епископов на суд по «духовным делам», он одновременно добивался от митрополита удаления с кафедр неугодных ему иерархов. Так, в 1396 г., подчинив своей власти Смоленск, он добился удаления с кафедры епископа Михаила и поставления епископа Насона. В 1405 г. митрополит Киприан лишил кафедры Туровского епископа Антония «по повелению Витовтову». Одной из целей церковной политики Витовта было создание на территории Великого княжества Литовского самостоятельных католических и православных митрополий. Планы создания католической митрополии не удалось реализовать из-за сопротивления верховного сюзерена – Ягайло и польской католической церкви. Попытку переноса резиденции православного митрополита на территорию его государства – в Киев Витовт предпринял после смерти митрополита Киприана в 1406 г., отправив на поставление в Константинополь Полоцкого архиепископа Феодосия. Нового, присланного в 1410 г. из Константинополя в Москву митрополита Фотия Витовт принял, взяв с него обязательство «здесь у нас быти, Церковь строити». В 1411 г. митрополит Фотий предпринял поездку в Великое княжество Литовское, посетив Киев, Луцк и Галич, но в 1414 г. Витовт отказался его принять и допустить к управлению западнорусскими епархиями, а владения митрополии в Великом княжестве Литовском «раздаде паном своим». Когда в ответ на обращения Витовта патриарх отказался поставить нового митрополита, созванный Витовтом в ноябре 1415 г. Собор епископов возвёл на Киевскую кафедру болгарина Григория Цамблака.

 



 
PR-CY.ru