ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 10

В 1471 г. во Владимире-Волынском по заказу А.А. Солтана была переписана Псалтирь с толкованиями Феодорита Киррского. В 1475 г. «коморник» князя Михаила Васильевича Чарторыйского Артемец Александров написал для монастыря Новые Печеры Минею служебную на октябрь. В 1489 г. попович Берёзка «Симеонов сын Долъбнича» из Новогрудка переписал в Каменце (вероятно, Волынском) Торжественник минейный («Четью»), орфография и язык которого приближены к языковым нормам Западной Руси. Во второй – третьей четверти XVI в. на территории Владимиро-Волынской епархии или Холмской епархии протекала деятельность незаурядного каллиграфа, иконописца-миниатюриста и книжного иллюминатора Андрейчины, широко использовавшего в своём творчестве готические и ренессансные орнаментальные мотивы. Он переписал и украсил Служебник, исполнил к нему миниатюры на пергамене с изображениями святителей Иоанна Златоуста (с гербом неустановленного заказчика) и Василия Великого, вырезанные в первой половине XIX в. из этой рукописи и хранящиеся в собрания А.Г. Костаки (Афины), переписал Евангелие-тетр, вложенное в 1575 г. Новгородским архиепископом Леонидом в Софийский собор. Андрейчине по почерку и стилю надёжно атрибутируются миниатюры на пергамене, вставленные в Холмское Евангелие XIII в. и Апостол 1530 гг. Ко второй четверти XVI в. относится украшенное четырьмя миниатюрами и заставками Шерешевское Евангелие, которое было создано в юго-западной Белоруссии. Исследователи полагают, что на Волыни был написан утраченный ныне Загоровский Апостол, получивший название по монастырю, куда он был вложен в 1554 г. (его языковые особенности и богатейшее оформление в ренессансном стиле очень близки Пересопницкому Евангелию). В 1565 г. в Святогорском Зимненском монастыре по повелению князя Адама Чарторыйского писцом Фёдором была переписана Кормчая сербской редакции с уставами книга Владимира и князя Ярослава и соборными ответами на вопросы Сарайского епископа Феогноста. В 1569 г. в городе Корец для князя Богуша Корецкого дьячок Матьяш переписал сборник Слов и Житий типа минейного Торжественника. Архиереи: Стефан (упоминается в 1091 г.; ум. 27 апреля 1094 г.), Амфилохий (27 августа 1105 г. – 1122 г.), Симеон (1123–1136 гг.), Феодор (1137–1147 гг.), Иоасаф (до 1229 г.). Епископы: Василий, Никифор, Косма (вместе с епископом Иоасафом упоминаются в 1220–1260 гг.), Евсигний (упоминается в 1287–1289 гг.), Афанасий I (хиротонисан в мае 1328 г.; около 1353 жил в Переяславле Залесском), Иона I (упоминается в 1388 г.), Афанасий II (упоминается в 1388–1391 гг.), Иоанн (Гоголь; хиротонисан в 1405 г.), Герасим (упоминается в 1415 г., не позднее 1428 г. переведён в Смоленск), Никифор II (упоминается в 1458 г.), Порфирий (упоминается в 1470 г.), Феодосий (упоминается в 1485 г.), Дамиан (упоминается в 1487 г.), Вассиан I (1486/1487 – 1497 гг.), Иона II (упоминается ранее 1503 г.), Вассиан II (упоминается в 1507–1511 гг.), Пануфтий (упоминается в 1513–1522 гг.), Иона III (упоминается в 1521–1535 гг.), Геннадий (упоминается в 1536–1547 гг.), Иосиф (Красенский-Борзобогатый; упоминается в 1551 г.), в начале 1560 гг. кафедрой владел И.Я. Борзобогатый (упоминается в 1562–1563 гг.), Феодосий (Лазовский; управлял епархией с 1565 г. до 13 апреля 1589 г.), Мелетий (Хребтович-Богуринский; управлял епархией с 1589 г. до января 1593 г.), Игнатий (Потей; хиротонисан после 20 апреля 1593 г., в 1596 г.принял унию); в 1596–1620 гг. епархией владели униаты; Иосиф (Курцевич; январь 1621 г. – лето 1625 г.).



 
PR-CY.ru