ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 9

В этом документе отразилась программа оживления и обновления церковной жизни на Волыни, сложившаяся в окружении князя К.К. Острожского. Наметившиеся перемены к лучшему продолжились при новом Владимиро-Волынском епископе – бывшем архимандрите Киево-Печерского монастыря Мелетии (Хребтовиче-Богуринском), вступившем в управление епархией в 1589 г. При участии епископа Мелетия в 1590 г. в Бресте образовалось братство по образцу львовского, устроившее училище при церкви святителя Николая; епископ Мелетий и братское движение поддерживали и взаимодействовали друг с другом. Деятельность епископа Мелетия получила положительную оценку со стороны посетившего западнорусские земли Константинопольского патриарха Иеремии II (1572–1579, 1580–1584, 1587–1595 гг.), который сделал его «прототронием» – первым среди епископов Киевской митрополии (раньше это звание принадлежало Полоцкому архиепископу). Епископ Мелетий участвовал в Брестских соборах 1590 и 1591 гг., целью которых было укрепление церковной дисциплины и создание условий для просвещения паствы и её воспитания в православном духе. На Соборах он поддержал Киевского митрополита, стремившегося восстановить церковную дисциплину, в частности, подчинение ему епископов, чем вызвал недовольство других иерархов, уже в то время искавших унии с Римом. После смерти епископа Мелетия (ум. в январе 1593 г.) при содействии князя К.К. Острожского в марте 1593 г. Владимиро-Волынскую кафедру получил брестский каштелян Адам Потей, принявший монашество с именем Ипатий. Предполагалось, что он будет добиваться осуществления проектов по исправлению церковной жизни, намеченных в 1580 гг., однако епископ Ипатий стал одним из главных организаторов Брестской унии, и в годы его правления православная Владимиро-Волынская епархия перестала существовать. После приезда на Украину в 1620 г. Иерусалимского патриарха Феофана III (1608–1644 гг.) была предпринята попытка восстановить Владимиро-Волынскую епархию. В январе 1621 г. на кафедру был поставлен представитель волынского княжеского рода архимандрит Трёхтемирова монастыря Иосиф (Курцевич). Хотя 15 марта 1621 г. король Сигизмунд III Ваза (1587–1632 гг.) предписал не допускать епископа Иосифа в епархию, епископ прибыл на Волынь и активно выступил в защиту православия. Спасаясь от преследования властей и униатов, он был вынужден летом 1625 г. уехать в Россию, после чего Владимиро-Волынская епархия присоединилась к Луцкой епархии. В XIV – первой половине XVI в. на территории Владимиро-Волынской епархии было создано значительное число рукописных книг, но их переписка лишь в малой степени связана с деятельностью местных иерархов и монастырей и отражает преимущественно инициативу светских заказчиков и белого духовенства (ситуация обычная для Западнорусской митрополии). В 1307 г. монах Марк переписал в «великой лавре Богородицы» (предположительно владимиро-волынской) Пандекты Антиоха черноризца. Волынскими по происхождению (во всяком случае, по языковым особенностям писцов) являются Евангелия-апракос Лаврашевское, начало XIV в. и Ковровское, или Першинское, середина XIV в., однако место их написания неизвестно. С последней трети XV в. сведения о книгописании во Владимиро-Волынской епархии умножаются.

 



 
PR-CY.ru