ВСКРЫТИЕ МОЩЕЙ - Страница 3

Так, 1 ноября 1920 г. Новгородский ревтрибунал осудил Тихвинского епископа Алексия (Симанского, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) на заключение в концлагерь на пять лет по обвинению «в подлогах и обмане» в связи с имевшим место в марте 1919 г. «освидетельствованием» мощей в новгородском Софийском соборе. «Обман и подлог» заключались в том, что епископом Алексием были удалены из рак «предметы фальсификации нетления» (искусственные цветы, вата для раздачи богомольцам, которая почернела и была негодной, а также лишние пелены). По официальным сведениям, опубликованным в журнале «Революция и Церковь», с осени 1919 г. по осень 1920 г. произведено 63 публичных вскрытия мощей. Помимо этого были вскрыты мощи святителя Алексия в Чудовом в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех мужском монастыре весной 1919 г., Белгородского и Обоянского святителя Иоасафа (Горленко) 1 декабря 1920 г., преподобного Серафима Саровского 17 декабря 1920 г. Мощи Серафима Саровского, несмотря на массовые протесты верующих, оставили обнажёнными для обозрения. В 1921–1922 гг. некоторые из вскрытых властью нетленных мощей (святителя Иоасафа, св. католической церкви Андрея Боболи и др.) перевезены в Москву на выставку, организованную Народным комиссариатом здравоохранения. К 1922 г. публичные вскрытия мощей почти прекратились, но во время изъятия церковных ценностей при отобрании у церкви серебряных рак и ковчегов производилось множество неофициальных вскрытий, зачастую без надлежащих протоколов. Так, в марте в связи с изъятием серебряной раки в Андроникове в честь Нерукотворного образа Спасителя мужском монастыре вскрыты мощи Андроника Московского и преподобного Саввы, игумена Спасского; в том же году вскрыты мощи Тобольского митрополита Иоанна (Максимовича). Несколько раз в 1920 гг. вскрывались мощи Симеона Верхотурского. Последние публичные вскрытия мощей состоялись в конце 1920 – начале 1930 гг. К делу о вскрытии мощей княгини Анны Кашинской в 1930 г. был приурочен громкий антирелигиозный судебный процесс. Мощи некоторых святых (Серафима Саровского и др.) перевезли в Центральный антирелигиозный музей, открывшийся в 1929 г. в женском монастыре Страстной иконы Божьей Матери в Москве, а после сноса обители – в Музей истории религии и атеизма (находился в закрытом Казанском соборе в Ленинграде). Некоторые св. мощи в годы гонений скрывались верующими и лишь недавно переданы в храмы и монастыри (например, глава Саввы Сторожевского). В конце 1980 – начале 1990 гг. некоторые изъятые в музеи мощи русских святых возвращены РПЦ. Так, в 1991 г. идентифицированы и возвращены церкви мощи Серафима Саровского и Иоасафа Белгородского. Судьба многих св. мощей, изъятых из храмов в советскую эпоху, до сих пор неизвестна. Возможно, часть была ликвидирована или захоронена, другая часть до сих пор находится у верующего населения.



 
PR-CY.ru