ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО И ЕГО ВЕРОИСПОВЕДНАЯ ПОЛИТИКА - Страница 6

Оно провозглашало свободу совести, определение принадлежности к вероисповеданию малолетних (до 9 лет) родителями или опекунами, свободу религиозного самоопределения для каждого гражданина, достигшего 14-летнего возраста, отмену правовых ограничений по конфессиональному признаку, свободу перехода из одной конфессии в другую (кроме «изуверных учений») и признания себя не принадлежащим ни к какой вере. В последнем случае акты гражданского состояния велись органами местного самоуправления. 25 июля под давлением церкви В.Н. Львов был уволен с поста обер-прокурора Синода, на его место был назначен профессор Антон Владимирович Карташёв (состоял в партии кадетов). На своём посту он занялся вопросом учреждения поста министра исповеданий. К разработке законопроекта были привлечены Стефан Григорьевич Рункевич, Пётр Викторович Гурьев и юристы Владимир Дмитриевич Набоков и барон Борис Эммануилович Нольде. После обсуждения текста законопроекта в Юридическом совещании правительство 5 августа утвердило его. Был отменён пост обер-прокурора и учреждено Министерство исповеданий в составе Временного правительства. Во главе министерства был поставлен тот же А.В. Карташёв, при нём назначались два товарища. В Министерство исповеданий передавались дела ведомства обер-прокурора Синода и Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД. Это положение было объявлено временным вплоть до выработки поместным Собором РПЦ новых основ церковного управления. Задачей министерства стало практическое осуществление постановления «О свободе совести», при этом министр и его товарищи по должности принадлежали к православному исповеданию, руководство ведомства (А.В. Карташёв, С.А. Котляревский) развивало идею покровительственного отношения государства к православной церкви и «культурного сотрудничества». Представители отдельных конфессий и левых партий восприняли создание министерства как отступление от принципов светского внеконфессионального государства, возвращение к временам существования «особых» отношений государства и православной церкви и выразили свой протест. Однако Временное правительство, в котором с июля главную роль играли социалисты, не собиралось предоставлять православию привилегированный статус среди вероисповеданий, речь шла о постепенном отделении РПЦ от государства. Правительство не отказывалось от принципа светскости и от тех законодательных актов по вопросам свободы совести, которые были приняты раньше. Продолжая расширять права инославных исповеданий, Временное правительство 25 августа утвердило положение «Об изменении действующих узаконений по делам Римско-католической церкви в России», выработанное Комиссией по делам Римско-католической церкви. Католики получили право учреждать епархии, устраивать братства, монашеские ордены, строить костёлы и т.д., лишь информируя об этом гражданские власти. Сохранялось государственное содержание католического духовенства. Действие этого положения распространялось и на униатов.

 



 
PR-CY.ru