ВИССАРИОН

ВИССАРИОН (1403 (?) – 1472 гг.) – митрополит Никейский (Константинопольский патриархат), кардинал и титулярный латинский патриарх Константинополя, греческий писатель, гуманист, активный сторонник унии. Родился в многодетной семье среднего достатка. В крещении Василий (или Иоанн?). В Трапезунде обучался под руководством митрополита Досифея, который при отъезде в Константинополь (1416 г.) взял его с собой, определив в обучение к известному византийскому интеллектуалу Иоанну Хортазмену. 30 января 1423 г. был пострижен в монахи, приняв имя Виссарион в честь мученика Виссариона Египетского. Через два года имя Виссарион встречается среди учеников ритора и грамматика Мануила Хрисококка, где вместе с ним обучались итальянский гуманист Франческо Филельфо, убеждённый латинофил Константин Ласкарис и Иоанн Аргиропул. Здесь у Виссариона пробудился интерес к итальянской культуре и западному гуманизму; к этому времени относится начало его литературного творчества. В Константинополе Виссарион был рукоположён во диакона (конец 1425 г.) и иерея (1430/1431 г.), в 1436 г. стал игуменом столичного монастыря св. Василия. Будучи близок к придворным кругам, активно участвовал в политической жизни империи. В 1426–1427 гг. был направлен с дипломатическими поручениями на родину в Трапезунд; его участие в переговорах между императором Иоанном VIII Палеологом (1425–1448 гг.) и трапезундским императором Алексеем IV Василием Великим Комнином (1412–1429 гг.) о союзе против турок свидетельствует о его возросшем влиянии при дворе. С 1431 г. несколько лет жил в Мистре, изучая философию Платона и другие науки под руководством Георгия Гемиста Плифона; здесь Виссарион глубже познакомился с латинской культурой, окунулся в атмосферу западных влияний и религиозной терпимости к латинянам. В 1434–1435 гг. принял активное участие в подготовке Собора по объединению церквей. За большие заслуги в этом деле по настоянию императора Иоанна VIII получил сан митрополита Никеи (ноябрь 1437 г.); в следующем году был назначен также проэдром (управляющим епископом) Сардской кафедры. Эти назначения были призваны повысить авторитет одного из главных сторонников унии. На Ферраро-Флоретийском соборе (1438–1439 гг.) Виссарион, возглавлявший латинофильское крыло византийской делегации, играл одну из ключевых ролей и вёл ожесточённую полемику с Эфесским митрополитом Марком Евгеником и другими противниками унии. Большое значение в ходе догматико-полемической борьбы на Соборе имели его речи на открытии Собора в Ферраре (8 октября 1438 г.) и догматическая к Флорентийскому собору (13 апреля 1439 г.). Однако Флорентийская уния, подписанная греческой стороной благодаря усилиям Виссариона, не была принята подавляющим большинством духовенства и народа Византии. После возвращения на родину Виссарион был обвинён в измене православию и в мае 1440 г. навсегда покинул Византию, переселившись в Италию. Но его пролатинская позиция на Соборе получила высокую оценку в Риме. Уже 18 декабре 1439 г. папа Евгений IV (1431–1447 гг.) возвёл Виссариона в достоинство кардинала-пресвитера и определил ему денежное содержание; 8 января 1440 г. папа пожаловал ему титул кардинала-пресвитера церкви Двенадцати апостолов (XII Apostolorum), который был сохранён за ним и позднее, после его возведения в достоинство кардинала-епископа.

 



 
PR-CY.ru