ВАСИЛИЯ II МИНОЛОГИЙ - Страница 6

Так, мастера Мина, его ученик Нестор и Михаил Младший представляют более консервативное направление: они пишут в мягкой, свободной иллюзионистической манере, ориентированной на искусство середины – третьей четверти Х в. В работах Мины пластическая моделировка объёма часто даётся несколькими свободными штрихами и цветовыми пятнами; движения и выражения лиц персонажей переданы очень живо; цветовые сочетания подобраны с тонким вкусом. Манера Михаила Младшего отличается особой теплотой и эмоциональностью. Лица его персонажей всегда очень выразительны. В его миниатюрах предметы, фигуры и лица имеют живую неровную поверхность, созданную мелкими, словно дрожащими мазками кисти. Спокойный, гармоничный, в целом классический стиль Пантолеона воплощает магистральную линию развития искусства времени Василия II. Его миниатюры отличают отточенный рисунок, насыщенные яркие цвета, гладкая пластическая моделировка поверхности. Для него характерно обилие разнообразных декоративных эффектов и стилизованных форм, тщательность в исполнении мелких деталей. В миниатюрах Пантолеона движения персонажей изящны и непринуждённы, фигуры имеют немного вытянутые пропорции, тонкие руки и ноги, маленькие головы, черты лиц правильные, благородные. В личном письме преобладает академическая лепка объёма, построенная на плавных переходах от зеленовато-коричневых теней к светлым частям и розовой подрумянке. В том же направлении работали Михаил Влахернит и Симеон, однако миниатюры каждого из них обладают индивидуальными особенностями. Манера письма мастеров Георгия и Симеона Влахернита близка к новым тенденциям в искусстве второй четверти XI в., наиболее ярко воплотившимся в суровом аскетизме образов мозаик и фресок кафоликона монастыря Осиос Лукас в Фокиде и храма Святой Софии в Киеве, созданных в 1030–1040 гг. Рисунок Георгия жёсткий, часто условный. Среди персонажей встречаются лица с застылыми и неестественно правильными, обведёнными тёмным контуром чертами. В изображении фигур и одежд силуэт и абстрактный узор из геометрических форм и золотого ассиста играет более важную роль, чем плавная пластическая моделировка объёма. Пейзаж, лики и одежды святых озарены резкими вспышками света и цветных рефлексов. Симеон Влахернит предпочитает тяжёлые и мощные формы, которые ещё не лишены объёма и телесности. Его персонажи приземистые, с большими головами, широкими тяжёлыми лицами, с крупными, словно застывшими чертами, обведёнными тёмным контуром, огромными, широко раскрытыми глазами. Он активно использует пластическую моделировку, энергичную и интенсивную в ликах старцев и более мягкую в ликах юных святых. Близость миниатюр мастеров Георгия и Симеона Влахернита к новым тенденциям византийской живописи второй четверти XI в. делает более вероятной позднюю датировку Минология Василия II – 1001–1016 гг.



 
PR-CY.ru