ВАСИЛИЯ II МИНОЛОГИЙ - Страница 5

Корпус текстов Императорского Минология сохранился не полностью, в этой редакции предусмотрена только одна память на каждый день; структура и длина текстов отличаются от Минология Василия II. Тем не менее, почти всем Житиям соответствуют аналогичные памяти в Минологии Василия II, перед началом каждого Жития также помещена прямоугольная миниатюра на золотом фоне, близкая по иконографии и стилю к иллюстрациям Минология Василия II. Нэнси Паттерсон-Шевченко показала, что миниатюры Балтиморского Минология были скопированы непосредственно с Минология Василия II. Несмотря на то что в текстах Императорского Минология содержится много подробностей, художник предпочёл следовать более общим иконографическим схемам Минология Василия II. При сравнении памятников был выявлен и ряд композиционных расхождений. Например, на миниатюре Императорского Минология из Музея Бенаки изображена сцена ареста св. Фемистокла, а в Минологии Василия II – его мученическая кончина. Несколько расхождений обнаружились и при сравнении иконографии изображений одних и тех же святых в Минологии Василия II и в Московском Минологии, памяти которых были приурочены к разным дням года, из чего С.М. Дер-Нерсесян сделала вывод, что все три рукописи восходят к общему образцу, которым мог быть иллюстрированный Синаксарь середины Х в. Тем не менее, в настоящее время неизвестна такая редакция Синаксаря, тексты которой объясняли бы все имеющиеся несоответствия. Помимо Императорских Минологиев близость к иконографии Минология Василия II обнаруживают несколько лицевых списков Минология Симеона Метафраста, некоторые иконы-минологии из монастыря великомученицы Екатерины на Синае и другие произведения XI–XII вв. Однако несоответствий между ними и Минологием Василия II намного больше. Миниатюры Минология Василия II были созданы в переходный период между расцветом классицистического искусства македонского ренессанса и поворотом к аскетической образности в монументальной живописи второй четверти XI в. Они являются единым ансамблем и в то же время представляют различные грани искусства эпохи Василия II. По мнению Курта Вайцмана, стиль копируемого образца был сильнее индивидуального стиля мастера, поэтому между изображениями разных художников, скопированными с образцов одного типа (например, с Книги пророков), больше сходства, чем между миниатюрами одного художника, которые являются копиями с источников разного типа (например, с Книги пророков, Евангелия, Минология). По мнению А. Фролова, поскольку миниатюры Минология Василия II не различаются между собой по стилю, а в распределении имён на страницах рукописи нет закономерности, то они могли быть созданы одним безымянным художником, а в подписях были названы имена мастеров, чьи произведения он скопировал. Более углублённый анализ стиля живописи миниатюр позволяет исследователям выявить и определённые различия в индивидуальных живописных манерах восьми мастеров.

 



 
PR-CY.ru