ВАСИЛИЯ II МИНОЛОГИЙ - Страница 3

Когда листы были сшиты в тетради (как правило, по четыре двойных листа) и переплетены, миниатюры одного художника оказались разделёнными листами других мастеров. Примерно третья часть двойных листов была выполнена двумя мастерами совместно. Чаще других вместе на одном двойном листе работали Пантолеон с Георгием и Мина с Нестором, из чего И.И. Шевченко сделал вывод, что эти две пары связывали отношения учителей и учеников. Как полагают исследователи, Пантолеон был главным мастером артели. Он выполнил самое большое число миниатюр, среди которых и первая, его работы отличаются неизменно высоким качеством исполнения. Восемь художников работали с разной степенью регулярности и в разном темпе: быстрее всех – Мина и Нестор, медленнее – Георгий. Не все иллюстрировали Минологий Василия II от первой и до последней тетради: имя Мины исчезает после восьмой тетради, а миниатюры мастера Симеона появляются только в середине рукописи. Очевидно, одновременная работа восьми художников потребовалась для изготовления рукописи в короткие сроки. Точная дата создания Минология Василия II неизвестна. Большинством исследователей была принята датировка 979–989 гг., предложенная американским, английским и французским историком и искусствоведом Сирарпи Миграновной Дер-Нерсесян (1896–1989 гг.), которая установила по дню памяти и особенностям иконографии, что на миниатюре, на с. 238, изображён преподобный Лука Столпник. При этом в Минологии Василия II отсутствует упоминание о сильном землетрясении в Константинополе, которое случилось 26 октября 989 г., о чём упоминается в Синаксаре Сирмонда. Таким образом, С.М. Дер-Нерсесян заключила, что Минологий Василия II был создан в период между кончиной Луки Столпника (ум. в 979 г.) и землетрясением 989 г. Однако эта гипотеза исследователями признаётся спорной, поскольку тексты рукописи зависят не от Синаксаря Сирмонда, а от синаксарей семьи С. Другая датировка была предложена И.И. Шевченко. В одной из редакций Жития Афанасия Афонского, созданной в 1001–1016 гг., упоминается имя художника Пантолеона. В Житии говорится, что он написал икону св. Афанасия и во время описываемых событий жил в Константинополе, работая над каким-то царским заказом. И.И. Шевченко отождествил этого художника с главным мастером Минология Василия II. С точки зрения стиля миниатюр датировка Минология Василия II 1001–1016 гг. исследователям представляется более предпочтительной. Минологий Василия II – наиболее ранний и полный из сохранившихся греческих лицевых агиографических сборников, миниатюры которого дали богатейший материал для исследования иконографии как отдельных святых, так и традиции иллюстрирования минологиев в целом. Изображения многих святых в нём встречаются впервые. Композиции миниатюр не были созданы специально для иллюстрации текстов рукописи, а восходят к другим иконографическим и текстовым источникам. Об этом свидетельствуют многочисленные несоответствия между текстами и иллюстрациями.

 



 
PR-CY.ru