ВАСИЛИЯ II МИНОЛОГИЙ - Страница 2

Исследователи полагают, что Минологий Василия II имел ещё один, несохранившийся том на вторую половину года. В библиотеке Гроттаферратского монастыря (Италия) есть несколько более поздних неиллюстрированных списков синаксарей, близких по содержанию Минологию Василия II (семья В). Некоторые из них содержат тексты как на первую, так и на вторую половину года. Одна из этих рукописей, не дошедшая до наших дней, была издана как дополнение к тексту Минология Василия II кардиналом Аннибале Альбани (1727 г. T. 1–3). Это первое издание было перепечатано в Patrologia Graeca как полный Минологий Василия II (Т. 117). Однако состав и структура текстов синаксарей семьи В не тождественны Минологию Василия II, поэтому вопрос о существовании второго тома этой рукописи остаётся нерешённым. В настоящее время подготовлено к изданию подробное исследование итальянского учёного А. Луцци о синаксарях семьи В. Текст Минология Василия II написан на пергамене отличной выделки. Рукопись состоит из 28 тетрадей, большинство из которых – кватернионы (тетради из четырёх двойных листов). Первоначальная нумерация тетрадей не сохранилась. В начало рукописи позднее были вставлены бумажные листы с двойной нумерацией римскими цифрами по листам и по страницам. На первом пергаменном листе помещено написанное золотом стихотворение, прославляющее багрянородного императора Василия и созданную по его воле великолепную рукопись. Регулярная нумерация страниц арабскими цифрами начинается с оборота следующего листа, на котором помещена первая миниатюра, и заканчивается на листе с последней миниатюрой. Эта нумерация, как полагают исследователи, сделана в XVII в. Текст рукописи написан коричневыми чернилами красивым ровным минускулом (типа «перлшрифт») одним писцом. Соотношение площади текста и иллюстраций было точно выверено, однако позднее рукопись была обрезана; сейчас размер листов 365х285 мм, миниатюр – около 120х180 мм. На большей части миниатюр на золотом фоне изображены сцены мученичества и фигуры молящихся святых в окружении гористого пейзажа или богато украшенных зданий; есть также изображения евангельских событий и праздников, чудес, перенесения мощей и т.п. Миниатюры располагаются попеременно в верхней или нижней половине страницы, поэтому при закрытии кодекса они не накладываются друг на друга. Рамки миниатюр, писанные золотом заголовки и большие инициалы отличаются простотой исполнения. Около каждой миниатюры рукой писца написано имя художника, что является уникальным фактом в истории византийской книжной иллюстрации. Художников было восемь, каждый выполнил различное число миниатюр: 79 подписаны именем Пантолеона, 45 – Георгия, 61 – Михаила Влахернита, 67 – Михаила Младшего, 32 – Симеона, 48 – Симеона Влахернита, 27 – Мины и 71 – именем Нестора. Анализ структуры рукописи, системы расположения подписей, сделанных, очевидно, после того как рукопись была переплетена, и стиля миниатюр говорит о том, что восемь мастеров работали одновременно в одной мастерской. Как установил американский византинист Игорь Иванович Шевченко (1922–2009 гг.), один художник обычно выполнял четыре миниатюры на одном двойном листе, по две с каждой стороны.

 



 
PR-CY.ru