ВАСИЛИЙ КАЛИКА - Страница 4

Российский историк и археолог Валентин Лаврентьевич Янин (род. в 1929 г.) объясняет это тем, что при нём сузилась сфера архиепископского суда, при предшественнике Василия Калике Моисее (1326–1330 гг.) она была широкой за счёт сокращения полномочий княжеского наместника и посадника. Известны также пять печатей владычних наместников в Новом Торгу, относящиеся к периоду святительства Василия Калики. На лицевой стороне печатей надпись: «Печать ноторжьского намест(ника)», на оборотной – изображение Василия Великого в полный рост, с воздетыми руками, в левой руке – кодекс. Василий Калика является одним из главных действующих лиц «Повести о белом клобуке» (конец XV – начало XVI вв.), где речь идёт о присылке Новгородскому архиепископу из Константинополя белого клобука в знак отличия от других русских архиереев. Белый клобук действительно был обнаружен во время вскрытия в 1946 г. погребения одного из Новгородских архиереев в Мартирьевской паперти Софийского собора. Исходя из наличия в захоронении полиставрия, археолог Александр Львович Монгайт (1915–1974 гг.) считал, что там был погребён Василий Калика. Однако В.Л. Янин полагает, что белый клобук мог принадлежать как Василию Калике, так и «любому более позднему, нежели Василий, новгородскому архиепископу», в частности Симеону или Евфимию I. Перу Василия Калики принадлежит послание Тверскому епископу Феодору II (Доброму) о рае, помещённое под 1347 г. в ряде летописных сводов. До Василия Калики дошли сведения о спорах в Твери: существует ли ещё «земной» рай, созданный для Адама и Евы, или же, как полагал Феодор, «земной» рай погиб, и есть только рай «мысленный». Василий Калика был не согласен с точкой зрения Тверского епископа. Для доказательства своего мнения Новгородский архиерей приводит как литературные свидетельства (преимущественно из апокрифов – «Книги Еноха», «Хождения Агапия в рай», «Слова о Макарии Римском»), так и показания «видоков» (очевидцев) – новгородских моряков, обнаруживших в «Дышучем море» (Баренцевом море) место загробных мучений, а затем якобы достигших «земного» рая, который они описывали как высокую гору с изображением на ней Деисуса. Фольклорист Михаил Несторович Сперанский (1863–1938 гг.) высказал предположение о принадлежности перу Василия Калики «Сказания о святых местах, о Костянтинограде» (около 1323 г.). Согласно церковному преданию, Василий Калика занимался иконописанием. Ему приписывают образ святых князей Бориса и Глеба из храма, посвящённого князьям-мученикам, в Детинце (впоследствии находилась в церкви Покрова в Детинце) и икону Благовещения из Благовещенской церкви на Городище.

 



 
PR-CY.ru