ВЛАДИКАВКАЗСКАЯ И МОЗДОКСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 4

В январе 1905 г. в целях развития приходской миссии во Владикавказе был создан миссионерский комитет, 1 октября следующего года при Никольской церкви в городе Петровск-Порт (современный Махачкала) начало работу Общество ревнителей православия – первое миссионерское учреждение в Дагестане. В 1905 г. при владикавказском Михаило-Архангельском соборе открылась епархиальная библиотека, в основу которой легла библиотека священника Иоанна Попова, церковного публициста, постоянного автора «Владикавказских епархиальных ведомостей». В 1908 г. Ардонская духовная семинария из миссионерской была преобразована в епархиальную. Епископ Гедеон мотивировал это тем, что осетины – выпускники семинарии не поступали на службу в Духовное ведомство, в то время как для русских юношей, желавших стать священниками, не хватало мест в семинариях. Преобразование Ардонской духовной семинарии впоследствии негативно сказалось на обеспечении осетинских приходов священнослужителями и вызвало уменьшение числа образованных осетин. В 1911 г. клирик Владикавказской епархии священник Моисей Коцоев издавал на осетинском языке церковно-проповеднические листки «Христианская жизнь». 22 сентября 1910 г. в помощь Владикавказскому архиерею было учреждено Пятигорское викариатство. 24 сентября во епископа Пятигорского был хиротонисан Арсений (Смоленец). В 1911 г. Владикавказская епархия делилась на 14 благочиннических округов (десять русских, три осетинских и один единоверческий), в которые входили 217 приходов, клир епархии составляли 208 священников, 45 диаконов, 165 псаломщиков. Архиепископ Питирим (Окнов) в своей деятельности особое внимание уделял осетинским приходам, о которых писал в отчётах в Синод, что в них «положение Православия особенно печально». Архиерей сообщал о неукомплектованности причтов, небрежности осетинских священников в совершении богослужений, равнодушии осетин к храму, отсутствии авторитета у священника в глазах прихожан. Для исправления церковной жизни Осетии архиепископ Питирим в феврале 1912 г. во Владикавказе провёл съезд осетинских пастырей. По его итогам был учреждён пресвитерский совет для заведования приходской жизнью осетинских приходов. Совет создал комиссию по переводу и изданию на осетинском языке православной литературы, в первую очередь, богослужебных книг. Кроме того, архиерей предлагал расширить полномочия викарного епископа, передав в его заведование все осетинские приходы, и перевести его из Пятигорска в Ардон, однако этот план не был осуществлён. 22 декабря 1913 г. на Владикавказскую кафедру был назначен епископ Антонин (Грановский), впоследствии известный деятель обновленчества. В 1910 гг. Владикавказский архиерей столкнулся с активным распространением сектантства и баптизма на территории своей епархии, в том числе среди осетин. Массовые переходы православных в баптизм наблюдались во Владикавказе, Пятигорске, Моздоке, Грозном, казачьих станицах, осетинских равнинных и горных сёлах. Для противодействия этому движению в 1914 г. в епархии помимо епархиального миссионера были назначены ещё шесть окружных миссионеров, стали проводиться пастырско-миссионерские курсы. Осетинские священники, приезжавшие из Владикавказа, проводили в сёлах собеседования с православными и сектантами, помогали местным причтам в организации отпора сектантскому прозелитизму.

 



 
PR-CY.ru