ВЕЩЕСТВА ТАИНСТВ

ВЕЩЕСТВА ТАИНСТВ – природные элементы, используемые при совершении таинств и иных священнодействий. Вещества таинств, получив освящение через установленные церковью молитвы, возносятся Богу предстоятелем от лица общины, затем преподаются верным и служат знаком духовного действия, происходящего в таинстве. Тем самым они представляют собой символы Божественной реальности в доступной для человеческого восприятия форме. К числу наиболее важных веществ таинств относятся хлеб и вино, вода, елей и миро. Эти природные элементы наилучшим образом отражают сущность того, что совершается в таинствах. Хлеб и вино используются, в первую очередь, в таинстве евхаристии. Во время тайной вечери, накануне Крестных страданий, Иисус Христос благословил хлеб и чашу с вином, указав на них как на Свои Тело и Кровь и заповедав всем верующим вкушать и пить их в Его воспоминание. Христос образно говорит о Себе в Евангелии, что Он – «Хлеб, сшедший с небес» (Ин. 6:41, 51). Использование для главного из церковных таинств обычной повседневной пищи (какой и были в Средиземноморье в древности хлеб и вино – Пс. 103:15) указывает на то, что Бог входит в человеческую жизнь в самых основных и на первый взгляд незаметных её проявлениях. Хлеб, мука для которого получается из многих зёрен, символизирует евхаристическое единство церкви. Православная церковь использует для таинства евхаристии только пшеничный и квасной хлеб, но по ряду причин употребление опресноков в евхаристии было введено в армянской и католической церквах, что неоднократно осуждалось православной церковью как отступление от древней традиции. Большое внимание в спорах о качестве евхаристического хлеба всегда уделялось и символике, которая связана с употреблением квасного или пресного хлеба. Добавление соли в евхаристический хлеб упоминается уже в раннехристианских источниках, но последовательно применяется только в традиции православной церкви. Помимо евхаристии хлеб используется и в других церковных священнодействиях, по происхождению связанных с общинными трапезами первых христиан. Вино, которое в обычной жизни является символом радости и пира, при использовании в таинстве символизирует полноту новой жизни во Христе и радость Духа (ср.: Деян. 2:13), общение с Богом и брачный пир в Царстве Небесном (Лк. 22:18). Однако вино своим видом напоминает кровь, и поэтому оно также указывает на Крест Христов (Ин. 19:34). Использование вина в евхаристии говорит верным о единстве со Спасителем, Который сравнил Себя и учеников с ветвью и гроздями виноградной лозы (Ин. 15:1–8). Церковь с самого начала использовала за богослужением только чистое беспримесное виноградное вино, растворённое водой. В древности считалось, что неразбавленное вино употребляют только «варварские» народы (скифы и т.п.), эллины же и римляне в третью часть вина обычно добавляли до двух третей воды. О смешении вина с водой Христом во время Тайной вечери упоминают многие анафоры, хотя об этом и не говорится в Евангелии. В церковном употреблении вино при разбавлении не должно терять своего вкуса. Вода наливается в вино до освящения Даров; особенность византийской традиции в том, что вода вливается в евхаристическое вино дважды: во время протесиса (проскомидии), до начала литургии, и непосредственно перед причащением (так называемая теплота).

 



 
PR-CY.ru