ВЕТКА

ВЕТКА – город на реке Сож в Гомельской области (Белоруссия), центр старообрядчества в конце XVII – XIX в., созданный русскими переселенцами из Стародубья и Центральной России. Старообрядческое поселение Ветка возникло за российским рубежом, во владениях Халецких и других представителей польской шляхты. Ветка и Стародубье, как старообрядческие центры, складывались практически одновременно – начиная с 1670 гг. Наиболее активно заселение Ветки шло после 1685 г., когда были изданы 12 статей царевны Софьи Алексеевны, направленные на борьбу с последователями «старой веры». Первой появилась слобода Ветки на одноимённом острове на реке Сож, в конце XVII – начале XVIII вв. вокруг острова в радиусе около 50 км возникли ещё 16 слобод: сначала Косецкая, Романово, Леонтьево, затем Дубовый Лог, Попсуевка, Марьино, Миличи, Красная, Костюковичи, Буда, Крупец, Гродня, Нивки, Грабовка, Тарасовка, Спасовка. В 1720–1721 гг. в ветковских слободах насчитывалось более 400 дворов. Первыми руководителями ветковских старообрядцев были поп Кузьма, переселившийся из Москвы в Стародубье, а затем в ветковскую слободу Косецкую, и поп Стефан из тульских земель, который жил после Стародубья на Ветке, но затем ушёл в слободу Карповку. Начало строительства на Ветке первого храма связано с донским иеромонахом Иоасафом, келейником и учеником Иова Льговского, который после скитаний по пустыням пришёл в слободу Вылевскую неподалёку от Ветки. Ветковцы сначала отнеслись к нему настороженно, поскольку он был рукоположён новообрядческим Тверским архиереем, но, имея нужду в священнике, просили Иоасафа служить у них. Иоасаф согласился, в 1689–1690 гг. окончательно обосновался на Ветке, начал строительство Покровской церкви, но не смог завершить его из-за смерти в 1695 г. Иоасафу за небольшой срок удалось собрать вокруг себя многих иноков и инокинь; монахиня из Белёва Мелания, ученица вождя старообрядцев Аввакума Петрова, привезла на Ветку древний антиминс. Преемником Иоасафа стал один из известных беглопоповцев рыльский иеромонах Феодосий (Ворыпин). При нём Ветка достигла наивысшего расцвета. В 1695 г. Феодосий тайно отслужил литургию по старому обряду в заброшенной церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Калуге и освятил немало Запасных Даров. Из той же церкви ему удалось забрать древний иконостас (по старообрядческим преданиям, времён царя Ивана Грозного) и привезти его на Ветку. Феодосий сумел за несколько дней значительно расширить на Ветке храм, построенный при иеромонахе Иоасафе. К освящению храма, состоявшемуся осенью 1695 г., и службе в нём Феодосий привлёк двух священников, рукоположенных архиереями православной церкви: безместного московского священника Григория и своего родного брата Александра из Рыльска. По свидетельству некоторых источников, он принял их в старообрядчество третьим чином – через отречение от ересей, без миропомазания; другие источники утверждают, что Феодосий всех священников, приходивших на Ветку, в том числе Григория и Александра, принимал вторым чином – через миропомазание. Поскольку старого мира не хватало, Феодосий в нарушение канонов сварил «миро» (по церковным правилам, это может делать только архиерей).

 



 
PR-CY.ru