ВИТ, МОДЕСТ И КРИСКЕНТИЯ

ВИТ, МОДЕСТ И КРИСКЕНТИЯ (ум. около 303 г.) – мученики (память 16 мая, 15 июня). Вит родился на Сицилии, в городе Мазара (современный Мадзара-дель-Валло), в семье знатного язычника Гиласа. Был научен христианской вере своим воспитателем Модестом и кормилицей Крискентией. В 12 (по другим сведениям, в 7) лет был схвачен по приказу игемона Валериана, который повелел бить отрока железными палками. При этом рука игемона отсохла. Вит исцелил Валериана и был отпущен домой. Гилас всячески стремился склонить сына к идолопоклонству, поэтому по божественному указанию Вит, Модест и Крискентия тайно отплыли в Луканию (Южная Италия) и поселились в месте, называемом Алекторий. Вскоре Вит стал известен среди местных жителей многочисленными чудотворениями. В это время сын императора Диоклетиана был одержим беснованием, поэтому за святым были посланы царские слуги, которые привели его в Рим. Когда Вит изгнал демона, Диоклетиан стал принуждать его принести жертву языческим богам. Он обещал мученику несметные богатства и половину царства. Получив отказ, император заковал отрока и его воспитателей в тяжёлые оковы и заточил в темницу, желая уморить их голодом. Однако в темнице святым явился Иисус Христос с сонмом ангелов и укрепил их перед предстоящим мучением. Стражники, видевшие неизречённый свет и слышавшие ангельское пение, рассказали о чуде императору. Тогда Диоклетиан решил отдать мучеников на растерзание диким зверям. Но даже самый свирепый из львов не тронул их. Затем Вита бросили в котёл с кипящими оловом, серой и смолой, но он остался невредим. После этого тела мучеников начали строгать железными орудиями. Когда Вит воззвал ко Христу, начались землетрясение и буря, обрушились идольские капища, а ангел перенёс мучеников в Луканию, где они предали свой дух Господу. Их тела три дня охраняли орлы, а затем останки мучеников были обнаружены знатной христианкой по имени Флорентия после явления ей Вита и с честью погребены в месте, называемом Мариан. Почитание мучеников быстро распространилось в Южной Италии и на Сицилии. Наиболее раннее известие о них содержится в Иеронимовом Мартирологе (протограф середины V в.). Ко времени папы Геласия I (492–496 гг.) относятся первые сведения о посвящении им храмов. Римский папа Григорий I Великий (590–604 гг.) упоминает о существовании монастырей во имя св. Вита на островах Сицилия и Сардиния. В Риме в VII в. находилась посвящённая ему часовня. Более широкое распространение культ Вита приобретает со второй половины VIII в., после того как в результате тесного политического сближения между Римом и франками при франкском короле Пипине III папа Стефан II около 755/756 г. подарил мощи Вита Фульраду, одному из ближайших сподвижников Пипина III, настоятелю парижского аббатства св. Дионисия (Сен-Дени). В 836 г. мощи были перенесены аббатом Варином в монастырь Корвей в Вестфалии, пользовавшийся особым покровительством франкского императора Людовика I Благочестивого (814–840 гг.). Благодаря этому в Корвей вскоре стали стекаться паломники со всей Саксонии. Ещё в Каролингскую эпоху, т.е. в течение IX в., здесь создаётся «Сказание о перенесении мощей Вита», соединяющее, как полагают исследователи, более древнее повествование о мощах с историей Корвейского монастыря.

 



 
PR-CY.ru