ВЕРХОВСКИЙ Иван Тимофеевич

ВЕРХОВСКИЙ Иван Тимофеевич (1818–1891 гг.) – русский религиозный публицист и богослов, бывший единоверческий священник Русской православной церкви, сын единоверческого протоиерея Тимофея Александровича Верховского и брат врача Александра Тимофеевича Верховского. В 1832–1834 гг. учился в Саратовском духовном училище, затем в Пермской духовной семинарии, после чего был рукоположён в священники и назначен настоятелем единоверческого Никольского храма на Захарьевской ул. в Санкт-Петербурге, так называемой Миловской церкви, ныне снесённой (не путать с Никольской церковью на нынешней ул. Марата). Углублённо занимался историей старообрядчества, выступал в церковной и светской печати как публицист. В 1859 г. безуспешно призывал вернуть в свой храм отобранный там и переданный в Исаакиевский собор образ Тихвинской Богородицы. Выступал за учреждение единоверческого епископата. Обратился к собору архиереев, возглавляющих южнорусские епархии, с посланием в защиту старообрядцев («Послание, поднесённое высокопреосвященному Платону, митрополиту Киевскому и Галицкому, председателю Собора российских архипастырей, в Киеве, в сентябре 1884 г.»). В послании, в частности, говорилось, что «целый ряд императорских правительств… не щадят истязаний, только бы отучить свой народ от двуперстия и только добиться того, чтобы он не называл Господа Истинным». Он призывал Киевский собор к тому, чтобы все епископы «прямодушно и безвозвратно отреклись от обрядонасилия и остальных эллино-афонских и киево-латинских преданий», чтобы была резко увеличена численность епископата: по его мысли, свои архиереи должны быть во всех городах, включая уездные, и даже в крупных сёлах – к подобному в 1920 гг. призывал епископ Андрей (Ухтомский). Из-за содержавшейся в послании критики обычаев современной восточной церкви (в том числе поливательного крещения и троеперстия) это обращение вызвало гнев обер-прокурора Константина Петровича Победоносцева, который решил отправить Ивана Тимофеевича на Соловки или в Суздаль. В начале 1885 г. Иван Тимофеевич был вынужден бежать в Москву, укрывшись у старообрядческого епископа Савватия в моленной на Апухтинке, затем вместе с Онисимом Швецовым (будущим епископом Арсением) тайно перебрался в Белую Криницу и по благословению митрополита Афанасия поселился в старообрядческом Никольском монастыре, где ему было разрешено присутствовать на старообрядческих службах, стоя на клиросе. Также И.Т. Верховский помогал Онисиму Швецову составлять и печатать сочинения в защиту старообрядчества. В 1886 г. напечатал в Лейпциге и в Черновцах свои сочинения, в двух томах. В первом томе напечатано послание Собору архипастырей в Киеве 1884 г. и статья о посолонном и противосолонном кругохождениях, прежде вышедшая в «Церковно-общественном Вестнике». Во второй том вошли вышеназванный «Свод практических истин» и «Голос православного против папизма на Западе и на Востоке» – статья, написанная по поводу письма иезуита Гагарина, которое было опубликовано в 1878 г. в «Церковно-Общественном Вестнике». Определением Святейшего Синода от 19 июля 1885 г. лишён священного сана и исключён из списка церковного клира. Официально к Белокриницкой иерархии не присоединялся, считая своё положение более удобным с точки зрения объективности критики официального единоверия и Синодальной церкви вообще. Основные работы этого рода собраны в трёхтомном издании «Сочинения И.Т. Верховского» (Лейпциг-Черновцы, 1886–1888 гг.). Издал также книгу «Вселенский идеал Христовой Церкви» (Лейпциг, 1888 г.). Большую часть последних лет прожил в Лейпциге, служил для приезжавших к нему из России духовных чад. Когда И.Т. Верховский тяжело заболел, то по хлопотам его дочери ему разрешили вернуться в Россию. Вскоре после возвращения он умер. Похоронен как мирянин на единоверческом Охотинском кладбище в Петербурге.

 
PR-CY.ru