ВЕЛИКОЕ ЧТЕНИЕ - Страница 2

В современной приходской традиции чтение Деяний апостолов вечером в Великую субботу – это единственное сохранившееся в употреблении великое чтение, остальные не используются, т.к. бдения в продолжение всей ночи бывают крайне редко, что лишает великое чтение его практического назначения. Постепенно возникла традиция заменять на великом чтении текст Священного Писания толкованиями на него. Об этом говорят некоторые оговорки Типикона, например, в неделю Антипасхи: «Чтутся же Деяния от начала или беседы Златоустаго от начала» (в старопечатных Типиконах этой оговорки нет). В богослужебном Апостоле нет разметки, относящейся к великому чтению. Иногда за такую разметку принимаются сокращённые обозначения дней недели, выписанные на полях Апостола, но эта разметка сделана, видимо, для келейного чтения. Границы отрывков, прочитываемых в то или иное воскресенье на великом чтении, скорее всего, не были стабильными, это обусловлено и практическим назначением великого чтения. Об отсутствии границ чтений говорит и указание старопечатных московских Типиконов, согласно которому в том случае, если Деяния апостолов прочитывались целиком до окончания периода Пятидесятницы, чтение этой книги Священного Писания повторялось сначала (похожее указание есть в Евергетидском Типиконе по отношению к Посланиям). В дни великих праздников и в дни памяти святых за всенощным бдением в качестве великого чтения должны прочитываться торжественные и похвальные Слова, Жития, сказания о чудесах. На Рождество Христово указано чтение толкования на Евангелие от Матфея. В качестве великого чтения при совпадении праздника с воскресным днём (если воскресная служба не отменяется) Типикон в большинстве случаев предписывает читать воскресный отрывок из Деяний или Посланий, хотя может предоставляться выбор между апостольским чтением и чтением праздника; при совпадении храмового праздника с воскресеньем в некоторых местах Типикона указывается обычное великое чтение из Апостола, в другом – великое чтение храма. В неделю сыропустную вместо Священного Писания предписывается читать Слово Иоанна Златоуста на изгнание Адама из рая, что необычно для воскресного дня, хоть и имеющего особое воспоминание (исследователи предполагают, что это чтение обозначает границу между чтением Посланий и Апокалипсиса). В некоторых русских литургических памятниках великое чтение имеет название «статья зазвонная», т.к. во время великого чтения должен совершаться звон к утрене.



 
PR-CY.ru