ВЛАДИМИРСКИЙ КНЯГИНИН В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 3

После 1764 г. часть вотчинных документов была изъята и поступила на хранение в Коллегию экономии. Бо́льшая часть монастырского архива составила отдельный фонд архива Владимирской области, некоторые акты хранятся в Отделе рукописей Российской народной библиотеки (Санкт-Петербург), в Историческом музее (Москва). Из небольшого рукописного собрания, находившегося в библиотеке Владимирского Княгинина монастыря, исследователи отмечают монастырский синодик 1710 г. Успенский собор начала XIII в., согласно археологическим исследованиям XX в., был 4-столпным одноглавым храмом, сложенным из тонких кирпичей-плинф на цемяночном растворе и окружённым с трёх сторон галереями. Столбы имели крещатую форму, их закрестиям соответствовали лопатки на внутренних стенах храма. Найденные во время раскопок лекальные кирпичи позволяют исследователям предположить, что снаружи стены собора были разделены пучковыми лопатками по аналогии с хронологически близкими памятниками – храмами во имя Параскевы Пятницы в Чернигове и во имя архангела Михаила в Смоленске. Успенский собор имел профилированные порталы, в его декорации использовались белокаменные резные детали. Полы были выложены поливной керамической плиткой жёлтого, зелёного, коричневого, белого и чёрного тонов. Время разрушения собора и строительства на его месте нового, сохранившегося до настоящего времени, неизвестно. По предположению Николая Николаевича Воронина, с которым согласны многие другие исследователи, собор пострадал в 1411 г. при набеге царевича Талыча и был перестроен в конце XV – начале XVI в. Однако особенности архитектурного облика храма (композиция фасадов, характер декора и трактовка интерьера) указывают на то, что он был построен в 1540–1550 гг. – в период расцвета монастырского строительства, связанного с увеличением доходов не только крупных, но и средних обителей за счёт земельных вкладов, пожалований, выдачи царём Иваном IV руги из казны. В эти годы были воздвигнуты каменные соборы дмитровского во имя святых Бориса и Глеба, киржачского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, московского в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Симонова монастырей, Медведевой пустыни, клинской Успенской обители и др. Эти постройки возникли после прекращения деятельности на Руси итальянских мастеров и знаменовали возврат к традициям среднерусского зодчества XV в. План сохранившегося Успенского собора определён конфигурацией храма XIII в. Собор, как и другие значительные храмы середины XVI в., перекрыт повышенными подпружными арками, несущими одну световую главу. Стены собора венчают закомары с килевидным завершением, над которыми поставлен второй ряд кокошников. Третий ряд образуют кокошники, декорирующие постамент барабана. Характер профилировки архивольтов закомар и кокошников, а также карнизов апсид и барабана аналогичен убранству соборов киржачского Благовещенского, дмитровского Борисоглебского и московского Рождество-Богородицкого монастырей. С двумя последними Успенский собор объединяет и присутствие в декоре «городков» – своеобразных кронштейнов, помещённых в этих постройках в основаниях карнизов.

 



 
PR-CY.ru