ВИЛЬНЮССКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 2

Патроны православных монастырей Литвы, бессильные самостоятельно противостоять натиску государства и католической церкви, отдавали находившиеся на их землях православные обители под опеку Виленского братства и Вильнюсского монастыря. Под управлением Вильнюсского монастыря состояли: Петропавловский мужской в Минске монастырь (передан братству в 1613 г. основательницей монастыря Е.Г. Стецкевич), минский Петропавловский женский монастырь (передан Вильнюсскому монастырю в 1618 г.), Селецкий женский в Минском воеводстве (основан около 1609 г.), Цеперский Крестовоздвиженский мужской (основан К.Б. Долматом в 1618 г. как подчинённый Вильнюсскому монастырю), Успенский монастырь в Евье (основан князем Огинским в 1619 г. как подчинённый Вильнюсскому монастырю), Преображенский, основанный в 1609 г. князем А. Корибутом-Вишневецким, слуцкий Троицкий, Купятицкий (создан в 1628 г. как подчинённый Вильнюсскому монастырю), Сурдегский Свято-Духовский (передан Виленскому братству А. Ставецкой-Городенской в 1636 г.) и другие монастыри. Вильнюсский монастырь посылал в подчинённые ему обители исправных в иноческой жизни насельников, ставил настоятелей. Многие насельники монастыря занимали архиерейские кафедры Западнорусской митрополии. В 1620 г. Иерусалимский патриарх Феофан III (1608–1644 гг.) восстановил православную западнорусскую иерархию. Настоятель Вильнюсского монастыря архимандрит Леонтий (Карпович) был избран епископом Владимирским и Брестским. Леонтий скончался, не успев получить хиротонии, во архиепископа Полоцкого в том же году был хиротонисан другой насельник Вильнюсского монастыря – Мелетий (Смотрицкий), ставший после своего возвращения в Вильно настоятелем монастыря. В 1623–1633 гг. во главе Вильнюсского монастыря стоял архимандрит Иосиф (Бобрикович; с 1633 г. – епископ Мстиславский), который добился от светских властей разрешения на строительство в обители каменной церкви. 18 марта 1633 г. вступивший на престол король Владислав IV Ваза пожаловал Вильнюсскому монастырю грамоту на постройку храма «по подобию других церквей и костёлов, а не в виде крепости». Грамотой также подтверждался статус монастыря при Свято-Духовском храме как общежительного по чину Василия Великого; к обители приписывались 17 мужских и два женских монастыря. Братии разрешалось получать пожертвования, беспрепятственно распоряжаться движимым и недвижимым имуществом, а судебные дела рассматривать в суде высшей инстанции – в главном трибунале. В 1634 г. в Вильнюсском монастыре был построен каменный храм Сошествия Святого Духа на апостолов с приделами во имя равноапостольных Константина и Елены и апостола Иоанна Богослова. При монастыре продолжало существовать училище, конгрегации православных студентов и учеников монастырского училища принадлежал Константино-Еленинский придел Свято-Духовского храма. После поставления Иосифа (Бобриковича) на Мстиславскую кафедру настоятелями Вильнюсского монастыря были Митрофан (Дементьянович; упоминается в 1635 г.), затем Самуил (Шитик-Залесский; упоминается в 1637 г.), происходивший из местной шляхты. Вместе со званием настоятеля («старшего») монастыря Самуил носил также титул «наместника митрополии в Великом княжестве Литовском», т.е. ему подчинялось всё православное духовенство митрополичьей епархии.

 



 
PR-CY.ru