ВСЕВОЛОД (ДИМИТРИЙ) ЮРЬЕВИЧ Большое Гнездо - Страница 8

Следующий по хронологии вероятный «портрет» Всеволода Юрьевича – фреска Архангельского собора Московского Кремля, выполненная в 1652–1666 гг. по иконографии предшествующей росписи 1564–1565 гг. На юго-восточном столпе представлен великий князь с именем Димитрий. Первый исследователь росписи В.Н. Крылова связала это изображение с Всеволодом Юрьевичем – единственным великим князем, предшественником Московских князей, с именем Димитрий (дано при крещении). Князь представлен фронтально в рост, руки перед грудью – правая в благословляющем жесте, ладонь левой раскрыта вовне. Облачён в платье красного цвета с охряным поясом и каймами, украшенное цветочным орнаментом голубовато-зелёного цвета. Поверх платья накинута зелёная ферезея с серо-голубым круглым воротником, украшенная крупным цветочным орнаментом, заключённым в квадрифолии. На голове – красная круглая шапка с меховой опушкой; на ногах – охряного цвета сапоги. Князь изображён средовеком с волнистыми, закрывающими уши волосами, бородой средней длины, чуть сужающейся книзу. Образ заключён в рамку с киотчатым завершением и относится к представительскому типу изображения князя в парадном облачении. В росписи Архангельского собора эта фигура входит в состав так называемого исторического цикла, где представлены князья – владимирские самодержцы, начиная от князя Андрея Боголюбского. В Степенной книге царского родословия, составитель которой митрополит Афанасий предположительно являлся и автором программы росписи Архангельского собора, Всеволоду Юрьевичу уделено особое внимание. В ней сообщается, что князь, хотя и был младшим из сыновей Юрия Долгорукого, однако «наследовал степень старейшинства по всей Русстей земли» и стал «истинным кореноплодителем, первоначальствующим русским самодержцем». Как и другие князья «исторического цикла», Всеволод Юрьевич представлен с нимбом. На миниатюрах Лицевого летописного свода (1570 гг.) Всеволод Юрьевич, подобно другим князьям, представлен в княжеских одеждах или верхом на коне в доспехах. По описанию 1672 г., составленному Симоном Ушаковым, в росписях Золотой палаты (1560 гг., не сохранилось), приёмного зала русских государей, «портрет» Всеволода Юрьевича был помещён дважды: в медальоне на стене, обращённой к Красному крыльцу, и на стене, «что от церкви Благовещения», в ряду владимирских самодержцев, представленных «в царском сану со скипетром и державой». Исследователи не исключают, что княжеские «портреты» Золотой палаты послужили образцами для миниатюр с изображениями русских правителей в Царском Титулярнике 1672 г., где погрудный «портрет» Всеволода Юрьевича заключён в овальную орнаментальную рамку. Князь изображён без головного убора в 3/4-ном повороте; борода средней длины, на конце раздваивается, волосы кудрявые; платье с оплечьем, расшитым камнями и жемчугом, поверх платья виден меховой воротник шубы. Аналогичный поясной портрет Всеволода Юрьевича со скипетром в правой руке – в Царском Титулярнике 1672–1673 гг.



 
PR-CY.ru