ВИЛЬПЕРТ Йозеф

ВИЛЬПЕРТ Йозеф (1857–1944 гг.) – историк искусства и теолог-догматист; католический исследователь раннехристианской иконографии, автор основополагающих трудов по христианской археологии; прелат-domesticus (с 1897 г.), действительный апостольский протонотарий (с 1903 г.), профессор кафедры иконографии Папского института христианской археологии (1926–1936 гг.). В 1883 г. рукоположён во пресвитера; с 1884 г. работал в Германском научно-религиозном центре (Camposanto Teutonico) в Риме. Увлёкся археологией катакомб (с 1880 гг. занимался их натурным изучением), стал сотрудником, а затем преемником Джованни Баттиста Де Росси (1822–1894 гг.). Посвятил себя изучению иконографии, став к началу ХХ в. вместе с Оразио Марукки во главе особого направления католической апологетики «науки о христианском искусстве» (или «теологии монументов»), важную часть которой составляло учение об искусстве катакомб. Сосредоточенные в катакомбах памятники рассматривались Йозефом Вильпертом как отделённое от окружающего языческого контекста иконографическое пространство и своего рода тайная лаборатория, где вырабатывались каноны раннехристианского искусства. В методическом отношении теория «катакомбного искусства» была ярким проявлением «римской школы» в христианской археологии; она широко пользовалась спекулятивными гипотезами, её герменевтика отличается волюнтаристскими методами и предельно догматическими интерпретациями. Однако для Йозефа Вильперта важнейшим направлением деятельности оставалась защита принципов «римской школы» и борьба с некатолическими (прежде всего, протестантскими) направлениями в изучении раннехристианского искусства, которые резко критиковали методику католической христианской археологии, прежде всего, в Германии. Этому была посвящена ранняя брошюра «Главные вопросы христианской археологии» (1889, 1890 гг.), направленная против учёных, убеждённых в единстве раннехристианского и позднеантичного искусства (В. Шульце и др.). Помимо проблемы зависимости христианского искусства от античного важным вопросом в конце XIX в. казался и поиск центров сложения христианской иконографии, который тогда формулировали как вопрос: «Восток или Рим?» Йозеф Вильперт однозначно решал его в пользу Рима, занимая всё более жёсткую и догматическую позицию. Памятники Рима (катакомбы и их погребальную живопись, рельефы саркофагов, мозаики) он воспринимал как приоритетные по отношению к остальным формам искусства и культурным областям (включая христианский Восток). В этом его главным оппонентом стал Йозеф Стржиговский, позже Эмиль Вайганд. В современной науке «римоцентризм» Йозефа Вильперта выглядит архаично, критики признают его большой вклад в разработку истории раннехристианского искусства, ценность многих его наблюдений и открытий, но возлагают на него ответственность за неоправданно резкое разделение художественных традиций на застывшие категории «христианского» и «нехристианского», «римского» и «восточного» и т.п. Йозеф Вильперт был ярким выразителем консерватизма и католической апологетики, которые характерны для эпохи пап Льва XIII (1878–1903 гг.) и Пия Х (1903–1914 гг.).

 



 
PR-CY.ru