ВЕЙДЛЕ Владимир Васильевич

ВЕЙДЛЕ Владимир Васильевич (1895–1979 гг.) – историк христианского искусства, литературный критик, поэт, публицист. В 1916 г. окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1918–1920 гг. – профессор Пермского университета, в 1921–1924 гг. преподавал историю средневекового искусства в Петроградском университете и Институте истории искусств. С июля 1924 г. – в эмиграции. С 1925 г. преподавал в Православном богословском институте преподобного Сергия в Париже, в 1932–1952 гг. – профессор истории христианского искусства. Активно печатался в эмигрантских периодических изданиях («Вестнике русского студенческого христианского движения», «Православной мысли», «Современных записках», «Новом журнале» и др.), написал большое число статей, заметок и рецензий о русских писателях и поэтах (Анне Андреевне Ахматовой, Александре Александровиче Блоке, Иване Андреевиче Бунине, Валерии Яковлевиче Брюсове, Фёдоре Михайловиче Достоевском, Александре Сергеевиче Пушкине и др.). В 1920–1930 гг. состоял в братстве Святой Софии; на его религиозные взгляды оказал значительное влияние его духовник, председатель братства протоиерей Сергий Булгаков. С 1929 г. В.В. Вейдле – член Русско-французского литературного общества в Париже. После Второй мировой войны сотрудничал в качестве эксперта ЮНЕСКО с радиостанцией «Свобода» (Мюнхен), вещавшей на СССР. Кавалер французского ордена за литературные заслуги. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Одной из ведущих тем в книгах и статьях В.В. Вейдле является тема религиозной сущности искусства и культуры в целом. Его взгляды на эту проблему наиболее отчётливо выражены в книге «Умирание искусства» (Париж, 1937 г.). Исследователь делает вывод о том, что художественное творчество в XX в. утратило живую связь с бытием и находится в состоянии упадка, причины которого он видел в утере художниками мировоззренческого единства и в отсутствии веры в «чудесное». Возрождение «чудесного» в искусстве возможно, по мнению В.В. Вейдле, только через возвращение к религии, которая питает собой художественное творчество, придавая ему духовное единство и смысл; для европейской культуры такой религией может быть только христианство. О взаимосвязи религии и искусства критик также писал в статьях «О религиозном корне русского искусства» (1953 г.), «Искусство как язык религии» (1958 г.) и «Письма об иконе» (1959 г.). По мнению В.В. Вейдле, источниками художественного творчества являются стихийное мировосприятие художника и религиозное мировоззрение. Только через эту двойственность можно понять, в частности, христианское искусство, рождающееся из творческого инстинкта художника и из усвоения им сложившихся культурных форм (например, архитектура Древней Руси сложилась под влиянием византийского искусства, но древнерусские зодчие придали ей своеобразие). В статье «Религия и культура» (1965 г.) В.В. Вейдле доказывал, что религия является не частью культуры, но её источником («культура – излучение религии»); культура нередко вступает в противоречие с религией, поскольку культурные ценности не тождественны религиозным. Книга «Рим: Из бесед о городах Италии» (Париж, 1967 г.) содержит его размышления о церковной архитектуре и раннехристианской живописи. В литературной критике В.В. Вейдле развивал идеи русского символизма (Вячеслава Ивановича Иванова и др.), критиковал модернизм и формализм в литературе и искусстве, считал эстетическим идеалом «петербургскую поэтику» (Анна Андреевна Ахматова, Николай Степанович Гумилёв, Осип Эмильевич Мандельштам).

 
PR-CY.ru