ВАВИЛОНСКИЕ ОТРОКИ - Страница 9

Самый ранний пример такого соединения сохранился в Файюмском папирусе VII в., который содержит 4-строфные тропари с подзаголовками «на Благословите» и «на Величит». Одно из первых упоминаний о припевах на песни трёх отроков содержится в главе 47 «Жития» св. Авксентия (ум. в 470 г.), составившего для своих посетителей особое чинопоследование, в котором к песни вавилонских отроков припевался стих «Благословите». В Галлии, по свидетельству Григория Турского (540 – около 594 гг.), песнь вавилонских отроков (benedictio) пели с припевом «аллилуия» (alleluiaticum). В восточносирийских литургических книгах встречается припев «Пойте и превозносите во вся веки». В древней иерусалимской традиции пение Дан. 3:1–90 на праздники Рождества Христова, Богоявления и Пасхи сопровождалось небиблейскими рефренами. Эти припевы, хотя и несходны в различных рукописях, указываются после одних и тех же стихов. В рукописи армянского Лекционария на Богоявление и Пасху они указаны после стихов 35a, 51 и 52; в более поздних рукописях текст припевов сопровождается музыкальной нотацией. По Типикону Великой церкви рефреном к песни являлся стих 57b: «Пойте и превозносите во вся веки». В песненном последовании молитва Азарии и первая часть песни трёх отроков пелись с припевом «аллилуия», а вторая часть (входной антифон) с припевом «Благословите». По словам Симеона Солунского, песнь вавилонских отроков поётся с припевом «Благословите», причём в конце произносятся «Благословим Отца, и Сына, и Святаго Духа, Господа, и ныне и присно» и прибавочный стих «Хвалим, благословим, воспеваем и поклоняемся Господу». Припевы, принятые в студийской традиции, указаны в Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., в одном из приложений к Мессинскому Типикону 1131 г. и в Часослове студийского типа: «Благословен еси, Господи» – к молитве Азарии и «Господа пойте дела и превозносите во вся веки» – к песни трёх отроков. Сходные припевы вплоть до настоящего времени печатаются в Следованной Псалтири, но здесь они уже лишены богослужебного значения. С развитием гимнографического канона припевы к гимнам вавилонских отроков в православной традиции были заменены ирмосами и тропарями седьмой и восьмой песней канона (ранний пример – уже упомянутый Файюмский папирус), обычно содержащими многочисленные аллюзии на чудо с вавилонскими отроками. След тесной связи песни трёх отроков и песни Богородицы в современной практике – неизменное присутствие и восьмой, и девятой песней даже в усечённых канонах (двух-, три-, четырепеснцах). В римском Бревиарии в конце песни вавилонских отроков заключительное славословие «Слава Отцу...» также не произносится и заменяется на «Благословим Отца и Сына со Святым Духом». По преданию, его ввёл папа Дамас I (366–384 гг.); он же перенёс стих 56 в конец песни.



 
PR-CY.ru