ВАВИЛОНСКИЕ ОТРОКИ - Страница 8

Верекунд, епископ североафриканского г. Юнка (ум. в 552 г.), в «Толковании на церковные песни» сообщает, что «принято петь по обычаю» песнь Азарии, которой нет в еврейском тексте, причём в последующем построчном комментарии песнь трёх отроков (стихи 52–90) им не рассматривается. Константинопольский патриарх Прокл (434–446 гг.) пишет о том, что песнь вавилонских отроков поют ежедневно по всему миру, а четвёртый Толедский собор (633 г.) отмечает, что пение на воскресных службах и на праздники мучеников песни вавилонских отроков является «древним обычаем», принятым во всём мире. Песнь трёх отроков на пасхальной службе, по-видимому, является одним из древнейших церковных установлений. В Иерусалиме и Константинополе вечером в Великую субботу с пением песни трёх отроков в храм входили епископ и новокрещёные. В богослужебной практике Иерусалима и Константинополя песнь трёх отроков использовалась в разных редакциях: в Иерусалиме в более краткой версии Феодотиона. Поскольку спасение отроков из печи рассматривалось как прообраз Воскресения Христа, песнь вавилонских отроков была включена в состав утренней службы, одной из тем которой является прославление Воскресения. Неизвестный автор сочинения «О девстве» (около 370 г.), которое было написано в Каппадокии, но сохранилось под именем Афанасия Александрийского, наставляет монахиню петь «Благословите вся дела Господня Господа» (Дан. 3:57) в предрассветный час между Пс. 62 и утренним гимном «Слава в вышних». Почти во всех литургических традициях песнь вавилонских отроков присутствует в составе праздничной утрени, обычно заменяя будничный (покаянный) Пс. 50 (в амвросианском, галликанском, римском обрядах, у маронитов, у несториан и эфиопов). В эфиопском обряде (а также в армянском и испано-мосарабском) эту песнь принято петь и на службах малых часов. Исключение составляют лишь сиро-яковиты, в богослужебных книгах которых песнь вавилонских отроков, возможно, по причине догматических расхождений, заменена на Пс. 62. В константинопольском песенном последовании часть песни вавилонских отроков (стихи 57–88) была антифоном входа на утрене. Обряд входа подробно описан Симеоном Солунским (ум. в 1429 г.): при входе держащий Крест иерей изображает ангела, сошедшего к отрокам, а архиерей – Самого Господа. Молитва Азарии и первая часть песни трёх отроков (стихи 52–56), согласно песненному последованию, стихословились на утрене субботы. По Студийскому и Иерусалимскому (принятому ныне в православной церкви) уставам молитва Азарии и песнь трёх отроков составляют соответственно седьмую и восьмую песни гимнографического канона. Поскольку схождение ангела являлось прообразом тайны Воплощения Сына Божия от Девы Марии, за песнью вавилонских отроков в православной традиции обычно следует песнопение в честь Пресвятой Богородицы «Тебя, необоримую Стену» (в песненной утрене) или песнь Богородицы с припевом «Честнейшую» (на монашеской утрене).

 



 
PR-CY.ru