ВАВИЛОНСКИЕ ОТРОКИ - Страница 3

Если в XIX в. одни исследователи (Й.В. Ротштайн, Г.Б. Суит) считали возможным семитское происхождение песни вавилонских отроков, а другие (Б.Ф. Уэсткотт, Э. Шюрер, О. Фрицше) предпочитали говорить о греческих истоках этого текста, то современные исследователи склоняются к мнению, что оба поэтических отрывка в Дан. 3 переведены с не известных ныне еврейских оригиналов (Дж. Коллинз). Молитва Азарии по своей структуре является типичной для Ветхого Завета: стих 26 содержит славословие имени Божия, стихи 27–32 представляют собой анамнетическую часть с исповеданием праведности путей Господних и покаянием за грехи; стихи 34–45 – эпиклетическая часть, содержащая прошение к Богу не оставлять Свой народ, воспоминание завета с Авраамом (в стихе 36), признание своей ничтожности и прошение принять духовную жертву, избавить страдающих, пристыдить врагов и прославить Своё имя (конечное славословие). Переход между отдельными частями осуществляется с помощью формулы «И ныне» (стихи 33, 41). По содержанию молитва Азарии напоминает молитвы Соломона (3 Цар. 8:46–51) и Даниила (Дан. 9). Молитва Азарии, согласно мнению многих исследователей, по своему характеру выходит за рамки ситуации, она, скорее, является не прошением о спасении самих вавилонских отроков, а исповеданием и просьбой о милости для всего Израиля, встречающимися в других местах Ветхого Завета (Дан. 9; Ездр. 9; Неем. 9) и апокрифической литературе. Богословская идея этой молитвы близка по концепции к книге Второзаконие (страдание есть следствие греха, а избавление – результат покаяния). В Книге пророка Даниила страдание является следствием верности и требует не столько покаяния, сколько терпения (Дж. Коллинз). Песнь трёх отроков в большей степени соответствует контексту повествования – это призыв ко всему творению благословить и славить Господа, повелевающего и огню не опалять верных Ему. Она похожа на другие библейские песни, по структуре напоминает Пс. 136, по содержанию – Пс. 148 и 150. Комментаторы XIX в. считали, что текст гимна является переработкой одного из указанных псалмов. Автора песни трёх отроков могли вдохновить соответствующие стихи из других книг Ветхого Завета. Песнь трёх отроков состоит из многократных благословений (стихи 52–56), за которыми следуют ещё более многочисленные призывы к разным чинам творения восславить Творца (стихи 57–90). Основной смысл истории вавилонских отроков свидетельствует о возможности жить и достигать успеха, находясь под властью язычников и сохраняя верность Господу. По мнению некоторых исследователей, это может служить указанием на среду, в которой был создан рассказ (верхние слои иудейского общества в эллинистической диаспоре), имевший целью примером стойкости вавилонских отроков избавить верных от страха смерти. Даниил и вавилонские отроки – это те, которым Бог даровал особую мудрость, а Даниилу – и особое знание, позволяющие правильно действовать в данной ситуации.

 



 
PR-CY.ru