ВАСИЛИЙ III ИВАНОВИЧ - Страница 10

В ответ Василий Иванович отправил грамоты и милостыню на Афон и в Сербию. Белградскому митрополиту Феофану были посланы три сорока соболей, три тыс. белок, серебряный ктиторский ковш, или чаша, а также новая грамота на проезд сербских иноков в Россию. В конце 1514 – 1515 гг. в Москву приходили монахи лавры св. Афанасия, Ватопеда, отпущенные из России с богатыми дарами. Они покинули Москву в марте 1515 г. вместе с русскими послами Василием Андреевичем Коробовым, ехавшим к турецкому султану, Василием Копылом-Спячим и Иваном Варавиным, отправившимися на Святую Гору. Василий Иванович послал на Афон по завещанию своих родителей милостыню в 1000 руб. и столько же от себя (для всех монастырей), а в лавру св. Афанасия и в Ватопед – серебряные чары, камчатые ризы и пелены к иконам св. Афанасия и Благовещения. Этими дарами сопровождалось прошение молиться «о нашем здравие и о нашей великой княгине Соломаниде и о наших детех» (т.е. о даровании наследника). Другая просьба касалась присылки «книжного переводчика». Тверской епископ Нил также отправил (через В.А. Коробова) дары патриарху. Кроме того, на Святую Гору была послана великокняжеская грамота, даровавшая святогорским монахам право на свободный проезд в Россию для сбора милостыни. В. Копыл-Спячий и И. Варавин вернулись в Москву в 1518 г. (В.А. Коробов – в 1516 г.). Они прибыли вместе с посольством Константинопольского патриарха Феолипта I (1513–1522 гг.), приезд которого означал возобновление контактов между Русской и Константинопольской церквами, прерванных во второй половине XV в. в связи с установлением автокефалии Русской церкви. В патриаршее посольство входили митрополит Зихны (Янины) Григорий, патриарший иеродиакон Дионисий, ватопедские монахи – переводчик Максим Грек, духовник Неофит и монах Лаврентий, от Пантелеимонова монастыря – его бывший игумен Савва со священником Пахомием и иноком Матфеем. В своей грамоте митрополиту Варлааму патриарх Феолипт I титуловал его «митрополитом Киевским и всея Руси» и «митрополитом Московским и всея Руси», что означало признание Константинополем каноничности поставления русского первоиерарха. Игумен Пантелеимонова монастыря в грамоте Василию Ивановичу призывал его быть «ктитором отчины своей, дому и обители святого Пантелеимона» и предсказывал «великую мзду и милость... от Бога... Будут первии последними, а последнии первыми». В грамоте изложено также «моление великому государю» обратиться к турецкому султану с просьбой («речью») отменить десятину с монастырской пашни, идущей на содержание обители. В Москве придавали большое значение факту прибытия патриаршего посольства (известия о его приезде и отъезде вошли в летописи). Патриаршие грамоты митрополиту Варлааму включены в «митрополичий формулярник», они же (как и грамоты великому князю) помещены в посольской книге «греческих дел».

 



 
PR-CY.ru